Модернизация Российского образования стала следствием необходимости осмысления специфики процесса обучения в условиях «экономики знаний» (И. Фрумин). Особое внимание в последнее время уделяется компетентностному подходу. Этот процесс развивается как под влиянием международных тенденций, так отчасти и независимо от них.
Под компетенцией нами понимается круг вопросов, в которых личность обладает познанием и опытом, что позволяет ей быть успешной в личной, профессиональной и общественной сферах жизни. Нами определены составляющие понятия «компетенция»: знания; навыки и умения; способность; опыт; усилия по саморазвитию.
Следующим шагом исследования стало определение видов компетенций. По видам компетенции мы классифицировали следующим образом: ключевые, базовые и функциональные. Под ключевыми нами понимаются компетенции, необходимые для жизнедеятельности человека и связанные с его успешностью в быстроизменяющемся обществе. Под базовыми компетенциями понимаются компетенции, отражающие специфику определенной профессиональной деятельности. Функциональные компетенции представляют собой совокупность характеристик конкретной деятельности и отражают набор функций, характерных для конкретной должности.
Список ключевых компетенций определен в Концепции модернизации Российского образования (в соответствии с основными положениями, выработанными Советом Европы): политические и социальные компетенции; компетенции, касающиеся толерантности; компетенции в области коммуникации; компетенции, связанные с обществом информации; компетенции, связанные с постоянным саморазвитием.
Таким образом, результат современного образования будет представлять собой совокупность привычных результатов образования с добавлением результатов по становлению и развитию ключевых компетенций. Логика обучения в контексте компетентностного подхода состоит из двух взаимодополняющих логик: логика обучения предмету и логика развития учащихся посредством предмета. Перед учеными и практиками встал вопрос: какие образовательные технологии способствуют развитию ключевых компетенций?
Мы считаем, что, прежде всего, необходимо раскрыть понятие «образовательная технология». Понятие «образовательная технология» состоит из двух составляющих: образование и технология.
В результате анализа научной литературы нами выделено четыре основных области применения понятия «технология»:
- Понятие применяется интуитивно к любым педагогическим процессам и явлениям, его значение либо совсем не осознается, либо осознается лишь частично и ассоциируется с модным педагогическим термином. Любая педагогическая деятельность объявляется технологией.
- Технология как искусство, мастерство преподавания, общения с учащимися. Понятие включает множество конкретных приемов взаимодействия с учениками в самых различных ситуациях.
- Классическая технология (алгоритмическая парадигма). Модель строится на теоретической основе и включает в себя: модель личности учащегося с описанием параметров, подлежащих контролю, и способов их диагностики; систему педагогических воздействий на учащегося, состоящую из известных операций, реализующих определенную теоретическую концепцию научения; систему диагностично и операционально определенных целей образования.
- Технология личностно-центрированного образования (стохастическая парадигма). Применяется для описания вероятностных моделей образовательного процесса, основанных на проектировании среды обучения, которая влияет на вероятность его протекания в различных направлениях.
Образование понимается нами как процесс, включающий в себя процессы обучения, воспитания, психолого-педагогического сопровождения и управления. Таким образом, нами выделяются следующие виды технологий образовательного процесса: технологии процесса обучения; технологии процесса воспитания; технологии процесса психолого-педагогического сопровождения; технологии процесса управления.
На основании вышесказанного мы считаем, что образовательная технология – это системный метод создания, применения и определения всего процесса преподавания и усвоения знаний с учетом технических и человеческих ресурсов и их взаимодействия, ставящий своей задачей оптимизацию форм образования (ЮНЕСКО).
Нами определен следующий список технологий процесса обучения, способствующих развитию ключевых компетенций: технология обучение «case-study», посредством пакета ситуаций для принятия решений; технология модульного подхода; технология развития критического мышления; технология группового взаимодействия; технология проектного обучения. На нашей кафедре разработаны и апробированы стилеразвивающая технология, элективная технология, технология индивидуальной траектории обучения. Кроме этого, в процессе функционирования федеральной экспериментальной площадки нами разработана и внедрена технология психолого-педагогического сопровождения развития личности с проблемами в развитии.
Для проектирования, описания и применения образовательной технологии необходимо определить ее структуру (средства диагностики; прогнозируемые результаты обучения; набор моделей обучения; критерии выбора оптимальных моделей обучения для данных конкретных условий) и критерии (диагностируемо поставленная цель; концептуальная основа; алгоритм организации процесса; наличие критериев и диагностики результатов; учебно-методический комплекс).
Н.А. Переломова