Районная прокуратура Неверкинского района входит в систему Прокуратуры Российской Федерации и подчиняется непосредственно Прокуратуре Пензенской области.
Цель деятельности прокуратуры района заключается в следующем:
- обеспечение верховенства закона;
- обеспечение единства и укрепления законности;
- обеспечение защиты прав и свобод человека и гражданина;
- обеспечение защиты охраняемых законом интересов общества и государства.
На достижения этих целей направлена вся деятельность прокуратуры Неверкинского района Пензенской области.
Работа с документами в прокуратуре ведется согласно «Инструкции по делопроизводству в органах и учреждениях прокуратуры Российской Федерации» (утверждена приказом Генерального прокурора РФ от 28 декабря 1998 г. № 93, с изменениями от 05 июня 2008 г. № 107).
В современный период работа с обращениями граждан в органы прокуратуры Неверкинского района Пензенской области занимает значительное место в общем объеме всей деятельности.
Успешность рассмотрения и разрешения заявлений, жалоб, иных обращений в органах прокуратуры зависит, прежде всего, от организации этой работы.
Передача документов на всех этапах прохождения (на рассмотрение, исполнение, передачу от одного исполнителя к другому, с одного подразделения в другой) производится только через работников канцелярии по резолюции руководства.
Прием и первичную обработку входящих документов осуществляет начальник канцелярии.
Вся входящая корреспонденция сортируется на:
- жалобы, письма, заявления, телеграммы граждан;
- документы, которые относятся к переписке по жалобам и делам;
- уголовные и гражданские дела;
- другие документы.
Письменные обращения подлежат обязательной регистрации в день поступления в органы прокуратуры, внутренние документы и исходящие письма — в день подписания. После регистрации обращения передаются прокурору- руководителю, который обязан принять одно из следующих решений:
- принять обращение к своему производству;
- поручить рассмотрение обращения работнику прокуратуры (с указанием фамилии);
- передать на разрешение в нижестоящую прокуратуру;
- приобщить к материалам ранее поступившего обращения;
- направить на рассмотрение в суд или иной орган по принадлежности.
На регистрируемых документах проставляется отметка о поступлении в виде штампа. Поступающие в прокуратуру района обращения, жалобы и относящиеся к ним документы регистрируются в алфавитной картотеке. Пример алфавитной карточки представлен на рисунке 1.
Алфавитные карточки заводятся на всех указанных в документах лиц (обвиняемых, осужденных, оправданных, истцов, ответчиков и др.) при регистрации первичных обращений, а также обращений, к которым приложены копии приговора, решения, определения, постановления суда, заключения (справки, постановления) о проверке дел. Кроме того, к обращению могут быть приложены копии постановлений о возбуждении дел или принятии к производству, о продлении срока следствия, надзорных (наблюдательных, контрольных) производств и других документов по делам. Алфавитные карточки заводятся и при регистрации дел, документов (спецдонесений и др.) или жалоб, к которым приложены приговоры, определения и т.п.
Допускается заводить Алфавитную карточку только на основное лицо (от которого поступила или в отношении которого подана жалоба), а на всех остальных (обвиняемых) — ссылочные карточки. Пример ссылочной карточки представлен на рисунке 2.
Последующие жалобы и документы в отношении одного и того же лица или вопроса регистрируются на оборотной стороне имеющейся Алфавитной карточки с указанием, когда и от кого поступил документ, куда и за каким номером направлен или передан.
На жалобе проставляется номер надзорного (наблюдательного, контрольного) производства, а также единица административно-территориального деления (республика, край, область и т.п.), из которой поступила жалоба.
На надзорные производства (н/п) заводимые по обращениям, принятым к разрешения данной прокуратурой, заводятся Карточки учета движения н/п.
В карточке записываются в порядке поступления первичные обращения с указанием фамилии заявителя и даты передачи.
После принятия решения делается отметка о номере надзорного (наблюдательного) производства или проставляется номер с индексом «ж» и цифрой года заведения.
Уголовные и другие дела, материалы проверок и служебных расследований, истребованные в связи с разрешением обращений, решением вопроса об обжаловании решений суда, учитываются в Книгах учета поступления и прохождения уголовных и других дел, материалов проверок, истребованных в связи с разрешением обращений (учета уголовных дел, изучаемых в порядке процессуального контроля) и регистрируются в алфавитной картотеке.
Сообщения о преступлениях, поступающие в органы прокуратуры по почте или иными средствами связи, учитываются в Книге, после чего безотлагательно передаются в орган, уполномоченный рассматривать их в соответствии с Уголовно-процессуальным кодексом Российской Федерации. Возбужденные и принятые к производству уголовные дела, в том числе поступившие из других органов и принятые следственными органами Следственного комитета к своему производству, регистрируются в алфавитной картотеке и учитываются в Книге учета уголовных дел, форма которой представлена на рисунке 4.
Регистрация ведомственной корреспонденции, т.е. документов, поступающих из прокуратур, учреждений, предприятий, организаций, по вопросам, не относящимся к уголовным и гражданским делам, осуществляется на Корреспондентских карточках.
Корреспондентская карточка заполняется в одном экземпляре. Календарная шкала Корреспондентской карточки используется для контроля за исполнением документов.
На рисунке 5 представлена лицевая сторона Корреспондентской карточки, а на рисунке 6 — оборотная сторона.
До разрешения документа карточка хранится у работника канцелярии в контрольной картотеке. После исполнения документа работником канцелярии заполняются соответствующие графы карточки, и она переставляется в картотеку исполненных документов. Карточки в картотеках расставляются по корреспондентам.
В работе находятся картотеки за текущий и прошедший годы. Общий срок хранения карточек — три года.
Одна из главных целей регистрации — создание банка данных о документах. Работники канцелярии прокуратуры на основе этого банка данных обязаны за несколько минут ответить на вопросы двух типов:
- у кого, где, в какой стадии работы находится любой документ;
- в каких документах можно найти информацию по конкретному вопросу.
Владение всей совокупностью информационно-документационных ресурсов — главнейшая задача канцелярии. Для выполнения именно этой задачи записываются в регистрационные формы все данные о документах.
Рассматривая и разрешая жалобы и заявления населения, прокуроры и следователи имеют возможность изучать общественное мнение, складывающееся у населения о прокуратуре в целом и ее работниках в отдельности, что само по себе имеет большое значение. Совершенствование работы органов прокуратуры с обращениями граждан и иных лиц, несомненно, будет способствовать улучшению их деятельности, повышению авторитета, а главное — уменьшению нарушений прав и свобод человека и гражданина.
Непорожнева Е.М., Фионова Ю.Ю.
Список исполыованной литературы:
- Конституция Российской Федерации от 12 декабря 1993 г.
- Закон Российской Федерации «О прокуратуре Российской Федерации» от 17 февраля 1992 (в ред. ФЗ от 17 ноября 1995. 10 февраля 1999, 24 июля 2007 г.)// СЗ РФ. 1995. №47. Ст. 4472; 1999. №7. Ст. 878; 2007. №31. Ст. 4011.
- Федеральный закон Российской Федерации «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» от 2 мая 2006 г.// СЗ РФ. 206. №19. Ст. 2060, в ред. от 27.2010 №227-ФЗ.
- Приказ Генеральной прокуратуры Российской Федерации «О введение в действие инструкции о порядке рассмотрения обращений и приема граждан в системе прокуратуры Российской Федерации» от 17 декабря 2007 г. // Законность. 2008. №4.