Психология

Опыт разработки проективной методики «Комиксы»

В настоящее время различные проективные методики широко используются в практике исследования личности во всех областях современной психологии. Исследователи, обращавшиеся к проективной технике, единодушны в том, что в ее основе лежит извечно присущее человеку стремление истолковывать явления и предметы окружающей действительности во взаимосвязи с его желаниями, потребностями, чувствами, всем тем, что составляет интимный мир личности [2]. Не смотря на это обстоятельство существует дефицит психодиагностических средств изучения сложных эмоциональных состояний личности. В частности проблема диагностики посттравматических переживаний, стратегий реагирования на травматизацию и ее последствий остается малоразработанной в психодиагностике. В связи с этим мы предприняли попытку разработать диагностическую проективную процедуру, направленную на изучение характера травматизации, посттравматических стрессовых расстройств и вариантов реагирования на стрессоры.

Мы разделяем точку зрения Л. Франка который пишет о том, что проективная техника — это прием исследования личности, с помощью которого испытуемого помещают в ситуацию, реакцию на которую он осуществляет в зависимости от значения для него этой ситуации, его мыслей и чувств. Также подчеркивается то, что стимулы, используемые в проективных методиках, не являются строго однозначными, а допускают различную интерпретацию. Стимул приобретает смысл не просто в силу его объективного содержания, а прежде всего в связи с личностным значением, придаваемым ему испытуемым [2].

При определении теоретической базы исследования мы опирались на работы, посвященные посттравматической проблематике И.Г. Малкиной — Пых [1], Калмыковой Е.С., Падун М.А [3], Ромек В.Т., Конторович В.А, Крукович Е.И [4]. Так, мы разделяем понимание постгравматических стрессовых расстройств как непсихической отсроченной реакции на травматический стресс, способный вызвать психические нарушения практически у любого человека [4]. Так же мы согласны с теми характеристиками травмы, которые способны вызвать травматический стресс, выделенные Ромек В.Т., Конторович В.А, Крукович Е.И:

  • происшедшее событие осознается, то есть человек знает, что с ним произошло и из-за чего у него ухудшилось психологическое состояние;
  • это состояние обусловлено привычным образом жизни;
  • пережитое разрушает привычный образ жизни;
  • происшедшее событие вызывает ужас и ощущение беспомощности, бессилия что-либо сделать или предпринять [4].

Мы согласны с Ромек В.Т и др., что травматический стресс — это результат особого взаимодействия человека и окружающего мира, это нормальная реакция на ненормальные обстоятельства, состояние, возникающее у человека, который пережил нечто, выходящее за рамки обычного человечного опыта [4].

Мы разделяем взгляд И.Г, Малкиной-Пых на то, что стресс становится травматическим, когда результатом воздействия стрессора является нарушение в психической сфере, по аналогии с физическими нарушениями. В качестве стрессора в таких случаях выступают травматические события — экстремальные кризисные ситуации, обладающие мощным негативным последствием, ситуации угрозы жизни для самого себя или близких. Такие событие коренным образом нарушают чувство безопасности, вызывая переживания травматического стресса, психологические последствия которого разнообразны. Переживания травматического стресса у некоторых людей ведут к появлению посттравматического стрессового расстройства (ПТСР)[ 1]. Мы опирались на психодинамическую модель, описывающую процесс развития ПТСР — синдрома и выхода из него как поиск оптимального соотношения между патологической фиксацией на травмирующей ситуации и ее полным вытеснением из сознания. При этом учитывается, что стратегия избегания упоминания о травме, ее вытеснения из сознания («инкапсуляция травмы»), безусловно, адекватна острому периоду и помогает преодолеть последствия внезапной травмы. Предлагаемая нами методика неким образом провоцирует подавляемые воспоминания о травматическом событии, обходя контроль сознания.

В пилотажном исследовании приняли участи 62 студента психологического факультета ГОУ ВПО «ИГПУ». Испытуемым предоставляется чистого листа бумаги форматом А4 и простой твердо-мягкий карандаш и зачитывается инструкция: «Нарисуйте случай или ситуацию из своей жизни в виде комикса и подпишите участников». Случай, который изображает испытуемый должен быть из его реальной жизни. В среднем процедура занимает 25-30 минут. Методику можно проводить как в группе для исследовательской работы, так и при индивидуальном консультировании.

В качестве критериев оценки содержания рисунков испытуемых выделены следующие показатели: 1) сюжет ситуации или события; 2) причина возникновения этого события и его вариант завершения; 3) какую роль играет в этом событии сам испытуемый; 4) его мысли и эмоциональные переживания в этой ситуации.

На основе анализа событий и случаев из жизни испытуемых, изображенных в комиксах, все рисунки были разделены на 3 группы:

  • с изображением физических травм;
  • с изображением эмоциональных травм;
  • с вариантами отреагирования стрессовых переживаний.

На основе определений И.Г.Малкиной — Пых мы сформулировали следующие понимание травмы Физическая травма — это реакция человека на травматические события, обладающие негативными последствиями которые угрожают жизни и физической целости самого человека или близких ему людей. Под эмоциональной травмой подразумевается реакция человека на негативные события или ситуации его жизни связанные с сильным эмоциональным потрясением. Под стилями реагирования на стрессоры, мы понимаем реакцию на стресс, при котором человек ищет способы избавиться от воздействия на него стрессора.

Так, рисунки с изображением физической травмы составляют 16 %, эмоциональной травой 24 % и стилей реагирования на стрессоры 60 %.

Рисунки, на которых испытуемые изобразили физическую травму составляют 16 % от всех имеющихся. Из них 3,2% рисунка с физической травмой, которая была получена в результате межличностного взаимодействия, 4,8 % при сексуальных отношениях, 4,8 % в результате дорожно-транспортных происшествий и 3,2 % во время отдыха на природе.

1 Соотношение жизненных событий

Так, 3,2 % испытуемых изобразили физическую травму, полученную в результате межличностного взаимодействия из них 1,6% испытуемых нарисовали ситуацию ссоры в результате которой возникла драка. Так же 1,6 % испытуемых изобразили дружеские объятия, в результате которых испытуемые упали тем самым, нанеся себе физический вред. В том и другом случае, испытуемые изобразили негативные ситуации из своей жизни связанные с нанесением им физического вреда со стороны других лиц в роли, которых выступали незнакомые люди или друзья.

4,8% испытуемых изобразили сексуальные отношения с противоположным полом. Эта ситуация из жизни испытуемых, которая причинила физический вред для испытуемых неприятна и вызывает отрицательные эмоции. Возможно, испытуемые, которые изобразили сексуальные отношения в 3,2% являются жертвами сексуального насилия.

У 4,8 % испытуемых на рисунках были изображены ситуации связанные с дорожно-транспортными происшествиями, в которых они были участниками. Так, 3,2 % испытуемые изобразили на рисунке события связанные с ДТ аварией, при которой они являлись пострадавшими. 1,6 % испытуемых изобразили ситуацию, при которой испытуемые пострадали в общественном транспорте. Испытуемые перенесли тяжелые физический вред в результате ДТП.

3,2% испытуемых получили физический вред, своему здоровью отдыхая на природе. В результате отдыха у них были повреждены части тела.

Рисунки с изображением эмоциональной травмой составляют 24 % от общих рисунков. Рисунки с эмоциональной травмой на которых изображены :

общение с противоположным полом 6,4 % , воздействие со стороны других людей 4,8%, ошибки, связанные с негативной оценкой своих поступков 3,2%, ситуативная тревожность 1,6%, эмоциональная травма 3,2% и отдых 6,4 % .

Соотношение ситуаций возникновения эмоциональных травм

Рисунки, на которых изображено общение с противоположным полом составляет 6,4 % носит негативный характер, на рисунках изображены расставания, ссоры. 4,8 % испытуемых нарисовали воздействие со стороны других людей. На рисунках присутствуют ситуации, которые в какой то мере нанесли травму испытуемым. 3,2% рисунков связанны с ошибками, которые носят негативную оценку своих поступков. На рисунках присутствуют поступки, совершенные испытуемыми, за которые он себя винит.

1,6% испытуемых изобразили ситуативную тревожность. В данной категории присутствует поездка в самолете. На рисунке можно увидеть страх, связанный с перелетом в самолете. И 6,4 % испытуемых на рисунках изобразили отдых на природе. Данная категория рассматривается не в негативном ключе. Изображенные рисунки носят нейтральный характер.

Наибольшая часть испытуемых 60% на своих рисунках изобразили стили реагирования на различные стрессоры. Из них 19 % ищут поддержку при общении с друзьями. В комиксах изображены рисунки, связанные с положительными эмоциями которое вызывает это общение. В основном, испытуемые предпочитают отдыхать на природе, благоприятное время года- лето. При этом у самого испытуемого и его друзей хорошее настроение. Можно предположить, что в будущем эти воспоминания будут играть роль некоторого источника энергии, воспоминания о котором будут давать положительную энергию в настоящем. 12,8 % рисунков испытуемых на которых изображены взаимоотношения с противоположным полом- это истории, связанные с общением, на которых изображены особенности взаимоотношений девушек с юношами (дружба, особенности общения и взаимодействия). И 12,8 % испытуемых нарисовали собственные варианты ухода от стрессового воздействия. В этих рисунках условно можно отметить следующие варианты ухода от воздействия стрессора: а) празднование какого либо праздника 4,8% , б) отдых с семьей и события из семейной жизни 3,2 % в) поход по магазинам 1.6%, г) изменение состояния сознания с помощью алкогольных напитков 3,2 %.

3,2 % испытуемых нарисовали своей учебный день который изображен как однообразный, повторяющийся каждый день. А 3,2 % рисунков связанных с работой — напротив, изображены, как дело выполнение которого положительно эмоционально окрашено и приносит в жизнь много ярких впечатлений. Остальные рисунки испытуемых связанны с: с свадьбой родственника 1,6%, собственным рождением 1,6%, образ своего будущего1,6 %, собственное рождение 1,6 % и 1,6% один день из своей жизни, в котором испытуемый изображает основные события «моменты» дня, которые оказали влияние на самого испытуемого.

Таким образом, проективная методика «Комиксы» показала свою эффективность при диагностики характера травматизации. Вероятно работа с методикой способствует во первых актуализации травматического опыта, во вторых его отреагированию, что может способствовать психотерапии посттравматического состояния.

Козак А.С., Мануйлова Б.С., Мануйлова Т.С., Шишева А.Г.

Литература

  1. И.Г. Малкина — Пых «Психология Жертвы».
  2. Л.Ф. Бурлачук «Введение в проективную психодиагностику».
  3. Калмыкова Е.С., Падун М.А. «Качества привязанности как фактор устойчивости к психологической травме»//Журнал практической психологии и психоанализа — 2002. — №1.
  4. Ромек В.Т., Конторович В.А, Крукович Е.И. «Психологическая помощь в наркозависимых кризисных ситуациях» — C-Пб: Речь, 2004.