Психология

Организаторские способности выпускников военного учебного заведения, как будущих офицеров

Проблема способностей вообще и организаторских способностей, в частности, является одной из традиционных и важнейших проблем психологической науки. Ее исследованию были посвящены работы многих отечественных психологов (Б.М. Теплов, Б.Г. Ананьев, Н.С. Лейтес, А.А. Бодалев и др.)

В данной работе изучается уровень организаторских способностей выпускников военного учебного заведения, как будущих офицеров.

Данная тема актуальна, так как организаторские способности выступают в качества существенной составляющей общей структуры способностей человека. Это подтверждается исследованиями видных отечественных и зарубежных психологов (А.Г. Ковалев и В.Н. Мясищев, Н.Д. Левитов и др.). К сожалению, в научной литературе не в полной мере определена структура организаторских способностей, четко не намечены пути их формирования у представителей различных социальных и возрастных групп, что отрицательно сказывается на конкретных исследованиях в области психологии. Следует также сказать, что в настоящее время имеет место определенная недооценка значения организаторских способностей у военнослужащих. Организаторская деятельность нередко отождествляется с управлением личным составом. Мы предполагаем, что организаторскую деятельность военнослужащего необходимо рассматривать как результат взаимодействия четырех ее компонентов: 1) склонность к лидерству; 2) коммуникативные способности; 3) темперамент военнослужащего, 4) интеллектуальная лабильность. В соответствии с таким пониманием, структуру организаторских способностей следует определять как иерархический комплекс личностных качеств, обеспечивающих эффективность осуществления всех элементов организаторской деятельности.

Недостаточность изучения организаторских способностей у будущих офицеров нашей армии и обусловила выбор темы данного исследования.

Цель исследования — выявить специфику организаторских способностей будущих офицеров.

Объект исследования — организаторские способности личности.

Предмет исследования — структура и формирование организаторских способностей у курсантов военизированного учебного заведения.

Гипотеза исследования: уровень организаторских способностей курсантов военного учебного заведения высокий.

В ходе нашего исследования мы протестировали 30 курсантов, 15 из которых являются выпускниками иркутского военного училища, а остальные 15 — выпускниками иркутского военного института. При этом были использованы следующие методики:

  1. Тест на оценку самоконтроля в общении М. Снайдера.
  2. Тест оценки коммуникативных умений.
  3. Тест — опросник « Способность к лидерству». Ю.П. Платонова
  4. Тест — опросник Айзенка на определение темперамента.
  5. Методика «Интеллектуальная лабильность».

По результатам данных методик мы увидели, что у курсантов военного учебного заведения преобладает высокий и средний коммуникативный контроль: они гибко реагируют на изменение ситуации, иногда не сдержанны в своих эмоциональных проявлениях, но всегда считаются в своем поведении с окружающими людьми. Также, в процентном соотношении, у 30% выпускников лидерские качества выражены средне, у 60% выражены сильно, у 4% — слабо и у 6% выражено лидерство, склонное к диктату. Лабильность курсантов в большей степени высокая. И еще мы узнали, что в основном выпускники военного учебного заведения экстравертированны.

Проанализировав данные, полученные благодаря методикам, проведенными нами на 30 испытуемых, мы увидели достаточно высокие результаты и можем сделать вывод, что уровень организаторских способностей выпускников военизированного учебного заведения находиться на высоком уровне. А, следовательно, наша гипотеза доказана.

Панова О. Ю.

Литература

  1. Ананьев Б. Г. Избр. Психологические труды. В 2 т. / Под ред. А.А.Бодалева, Б.Ф. Ломова. М., 1980.
  2. Карелин А. Большая энциклопедия психологических тестов.
  3. Платонов Ю.П. Психологические феномены поведения персонала — C.-П.: РЕЧЬ, 2007.
  4. Тихомиров В. Тайна влияния одной личности на другую — Харьков, 1991, №11-1
  5. Шадриков В.Д. Способности человека. М.; Воронеж, 1997.