Проблема способностей вообще и организаторских способностей, в частности, является одной из традиционных и важнейших проблем психологической науки. Ее исследованию были посвящены работы многих отечественных психологов (Б.М. Теплов, Б.Г. Ананьев, Н.С. Лейтес, А.А. Бодалев и др.)
В данной работе изучается уровень организаторских способностей выпускников военного учебного заведения, как будущих офицеров.
Данная тема актуальна, так как организаторские способности выступают в качества существенной составляющей общей структуры способностей человека. Это подтверждается исследованиями видных отечественных и зарубежных психологов (А.Г. Ковалев и В.Н. Мясищев, Н.Д. Левитов и др.). К сожалению, в научной литературе не в полной мере определена структура организаторских способностей, четко не намечены пути их формирования у представителей различных социальных и возрастных групп, что отрицательно сказывается на конкретных исследованиях в области психологии. Следует также сказать, что в настоящее время имеет место определенная недооценка значения организаторских способностей у военнослужащих. Организаторская деятельность нередко отождествляется с управлением личным составом. Мы предполагаем, что организаторскую деятельность военнослужащего необходимо рассматривать как результат взаимодействия четырех ее компонентов: 1) склонность к лидерству; 2) коммуникативные способности; 3) темперамент военнослужащего, 4) интеллектуальная лабильность. В соответствии с таким пониманием, структуру организаторских способностей следует определять как иерархический комплекс личностных качеств, обеспечивающих эффективность осуществления всех элементов организаторской деятельности.
Недостаточность изучения организаторских способностей у будущих офицеров нашей армии и обусловила выбор темы данного исследования.
Цель исследования — выявить специфику организаторских способностей будущих офицеров.
Объект исследования — организаторские способности личности.
Предмет исследования — структура и формирование организаторских способностей у курсантов военизированного учебного заведения.
Гипотеза исследования: уровень организаторских способностей курсантов военного учебного заведения высокий.
В ходе нашего исследования мы протестировали 30 курсантов, 15 из которых являются выпускниками иркутского военного училища, а остальные 15 — выпускниками иркутского военного института. При этом были использованы следующие методики:
- Тест на оценку самоконтроля в общении М. Снайдера.
- Тест оценки коммуникативных умений.
- Тест — опросник « Способность к лидерству». Ю.П. Платонова
- Тест — опросник Айзенка на определение темперамента.
- Методика «Интеллектуальная лабильность».
По результатам данных методик мы увидели, что у курсантов военного учебного заведения преобладает высокий и средний коммуникативный контроль: они гибко реагируют на изменение ситуации, иногда не сдержанны в своих эмоциональных проявлениях, но всегда считаются в своем поведении с окружающими людьми. Также, в процентном соотношении, у 30% выпускников лидерские качества выражены средне, у 60% выражены сильно, у 4% — слабо и у 6% выражено лидерство, склонное к диктату. Лабильность курсантов в большей степени высокая. И еще мы узнали, что в основном выпускники военного учебного заведения экстравертированны.
Проанализировав данные, полученные благодаря методикам, проведенными нами на 30 испытуемых, мы увидели достаточно высокие результаты и можем сделать вывод, что уровень организаторских способностей выпускников военизированного учебного заведения находиться на высоком уровне. А, следовательно, наша гипотеза доказана.
Панова О. Ю.
Литература
- Ананьев Б. Г. Избр. Психологические труды. В 2 т. / Под ред. А.А.Бодалева, Б.Ф. Ломова. М., 1980.
- Карелин А. Большая энциклопедия психологических тестов.
- Платонов Ю.П. Психологические феномены поведения персонала — C.-П.: РЕЧЬ, 2007.
- Тихомиров В. Тайна влияния одной личности на другую — Харьков, 1991, №11-1
- Шадриков В.Д. Способности человека. М.; Воронеж, 1997.