Современное развитие российской экономики и обеспечение устойчивого экономического роста требуют творческого осмысления традиционных положений экономической теории и глубокого анализа накопленного за последнее десятилетие практического опыта. Кризисное состояние экономики, стратегические ошибки последних лет в осуществлении реформ, а также предшествующего периода, отсутствие единых подходов в осуществлении государственной политики в сфере природопользования привели к тому, что практика хозяйствования и управления в отраслях природно-ресурсного комплекса оказалась в весьма тяжелых условиях.
За последние годы в стране дополнительно возник ряд острейших проблем, а именно:
- падение спроса на первичное природное сырье в связи с резким сокращением объема отечественного промышленного производства;
- увеличение экспорта сырья;
- отсутствие собственных финансовых средств для поддержания промышленных предприятий, потребляющих естественные богатства;
- низкий технико-экономический уровень производства, прогрессирующее старение основных производственных фондов;
- нерациональность использования природно-ресурсного потенциала.
Одним из элементов экономического механизма рационального хозяйствования в области природопользования является планирование природопользования. Основная цель планирования состоит в обеспечении экономного и комплексного использования, а также, охрана окружающей среды, в повышении ресурсного потенциала страны и отдельных ресурсов.
Использование ценообразования как экономического рычага в системе хозрасчетного управления производством основано на стимулирующей функции цены. В ценах в полной мере должна отражаться народнохозяйственная эффективность современных достижений науки и техники, мероприятий по сбережению природных ресурсов и утилизации вторичных видов сырья, топлива и энергии. Кроме того, при установлении цен на топливно-сырьевые ресурсы необходимо учитывать активизацию деятельности предприятий по ресурсосбережению. Установление цен на этих принципах позволит предприятиям в условиях самофинансирования обеспечить осуществление природоохранных мероприятий, в основном за счет собственных средств, будет стимулировать их к комплексному использованию природных ресурсов, снижению возможного воздействия на окружающую среду и т.п.
Перевод предприятий на работу в условиях налогообложения прибыли изменяет содержание экономического механизма рационального природопользования. Балансовая прибыль предприятия, а, следовательно, и прибыль, остающаяся в его распоряжении, прямо зависят от уровня использования им резервов увеличения выпуска дополнительной продукции, в том числе и за счет комплексного использования природных ресурсов, снижения потерь при их обработке. Кроме того, прибыль зависит от вредного воздействия в результате хозяйственной деятельности на окружающую среду. В этих условиях для предприятий важны все источники увеличения прибыли, в том числе и от льгот в налогообложении и поощрительных выплат, стимулирующих природоохранную деятельность.
В связи с этим чрезвычайно важно создать более благоприятные – по сравнению с природоэксплуатирующей деятельностью – условия по развитию бизнеса в ресурсосберегающих отраслях, связанных с развитием обрабатывающей и перерабатывающей промышленности, инфраструктуры, сферы распределения. Речь идет о глобальном перераспределении трудовых, материальных, финансовых ресурсов в народном хозяйстве в пользу ресурсосберегающих, технологически передовых отраслей и видов деятельности. Огромную роль в таком перераспределении ресурсов должны сыграть формирующиеся рыночные механизмы.
Все вышеперечисленное в полной мере относится не только к развитию экономики РФ в целом, но и к отдельным регионам. На состоявшемся в 2005 г. совместном заседании Совета сибирского федерального округа (СФО) и Совета межрегиональной ассоциации «Сибирское соглашение» был рассмотрен ход реализации в Сибири стратегии экономического развития, утвержденной распоряжением Правительства РФ в 2002 г. Было отмечено, что имеющиеся возможности для экономического подъема сибирских регионов используются сегодня недостаточно. В структуре экономики сохраняются существенные перекосы, крайне низка доля высокотехнической продукции, ведущее положение занимают сырьевые отрасли. Уровень жизни сибиряков отстает от среднероссийских показателей, острой остается проблема безработицы, в связи с чем необходима переориентация экономики регионов Сибири на инновационный путь развития.
Федеральным властям предложено разработать комплекс протекционных мер для сибирских регионов. Такими мерами могли бы стать существенное снижение ставки подоходного налога для сибиряков, а также распределение налогов между территориями и федеральным Центром по принципу 50 на 50.
Таким образом, анализ практики применения действующего экономического механизма управления природопользованием показывает, что требуется его совершенствование на основе разработки экономических и организационных мер, которые позволят достичь реальных результатов в решении рационального природопользования.
В.Д. Лексакова, Л.В. Шадрина
Литература
- Шадрина Л.В., Лексакова В.Д. Экологический менеджмент и бизнес // Экономика и инфокоммуникации в XXI веке: Сб. тр. II Международной науч.-практ. конф.. – С. Петербург: СПб. ГПУ, 2003. – С. 307–310.
- Айрапетова А.Г. Стратегия ресурсосбережения в концепции развития общества // Экономика и инфокоммуникации в XXI веке: Сб. тр. II Международной науч.-практ. конф. – СПб.: СПб. ГПУ, 2003. – С. 15–17.
- Алексеев Н. Больше внимания Сибири // Гудок. – 2005. – № 11. – С. 5.