Тема: Особенности агрессивного детей дошкольного возраста
Страницы: 81
Содержание
Введение 3
Глава 1. Проблема агрессивного поведения детей в психолого-педагогической литературе………………………………………………….………7
1.1. Определение понятия «агрессия»……………………………………………….7
1.2. Социальные, физиологические и психологические причины агрессивного поведения детей………………………….……………………………………………10
1.3. Детско-родительские отношения как фактор формирования агрессивных форм поведения……………………………………………………………………….19
1.4 Выводы …………………………………………………………………………30
Глава 2. Особенности проявлений агрессивного поведения дошкольников в зависимости от степени и строгости родительского наказания …………………………………32
2.1. Организация и методы исследования……….………………………………..32
2.2 Анализ результатов исследования…………………………………………….39
2.3 Выводы………………………………………………………………………….45
Глава 3. Предупреждение и профилактика агрессивного поведения детей дошкольного возраста……………………………..……………………….………47
3.1. Характеристика программы …………………………………………….…….47
3.2 Оценка эффективности программы….………………………………………..52
3.3 Выводы………………………………………………………………………….55
Заключение ………………………………………………………………….………57
Список литературы …………………………………………………………….…..59
Приложение………………………………………………………………………….63
Актуальность темы. Проблема агрессивности остается одной из самых значительных проблем современной психологии. Особый интерес вызывает проблема агрессивного поведения детей дошкольного возраста. Стоит отметить, что главным источником живых примеров агрессивного поведения для большинства детей является семья. Экономическая нестабильность, различные стрессогенные факторы, состояние здоровья, влияние средств массовой информации, неблагополучие в семье, пьянство, наркомания и т.д. Все перечисленные выше причины, приводят к тому, что родители не могут совладать со своими чувствами и свои отрицательные эмоции перекладывают на детей, в виде гнева, ярости, зачастую применяя чрезмерные физические и психологические наказания. Во многих случаях, агрессия в виде наказаний не осуждается окружающими. В результате оно способствует не столько преодолению агрессии, сколько вызывает ее трансформацию и побуждает ребенка к поиску приемлемых оправданий совершенных агрессивных действий. Все это пагубно сказывается на развитии психологических особенностей личности ребенка, дети становятся менее доброжелательными по отношению друг к другу, формируется неразвитость нравственных представлений, эмоциональная грубость, агрессивный способ самоутверждения. Таким образом, родитель, склонный к применению наказаний, подает ребенку пример агрессивного поведения: ребенок привыкает к тому, что агрессия есть нормальный путь преодоления создавшихся препятствий.
Можно отметить многочисленные исследования по проблеме подростковой агрессивности. Так изучались причины, условия, механизмы возникновения агрессивного поведения, его формы и виды. Однако проблема влияния наказаний родителей на становление агрессивного поведения детей дошкольного возраста остается мало изученной. Все вышесказанное и определило выбор темы нашего дипломного исследования.
Цель исследования ─ выявить особенности агрессивного поведения детей дошкольного возраста, в зависимости от степени и строгости родительского наказания.
Объект исследования ─ агрессивное поведение.
Предмет исследования ─ особенности агрессивного поведения детей дошкольного возраста, в зависимости от степени и строгости родительского наказания.
Гипотеза исследования. При проведении исследования мы исходили из следующих допущений:
1. Выраженность уровня агрессивности ребенка зависит от степени и строгости наказаний родителями.
2. Снижение уровня агрессивного поведения ребенка протекает значительно успешнее в условиях применения специально организованной программы тренинговых занятий и упражнений.
В соответствии с поставленной целью и гипотезой были сформулированы следующие задачи:
1. Провести теоретический анализ состояния проблемы агрессивного поведения;
2. Выявить особенности агрессивного поведения дошкольников и влияния родительских наказаний на его становление;
3. Разработать программу, направленную на снижение и предупреждение агрессивного поведения детей дошкольного возраста.
Методологическая основа. В нашем исследовании мы опирались на основные принципы отечественной психологии и теоретические концепции зарубежных психологов. В отечественной психологии проблемой агрессивности занимались К.Д. Ушинский, А.С. Макаренко, Л.С. Выгодский, С.А. Беличева, Л.М. Семенюк и др., в западной психологии: З. Фрейд, К. Лоренц, Э. Фромм, Доллард, А. Басс, А. Бандура и др.
Методы исследования. На разных этапах работы и при решении отдельных задач использовались следующие методы: анализ научной литературы по проблеме исследования, наблюдение, беседа с детьми и родителями. Для определения типичных форм агрессивного поведения использовались, проективная методика Э. Вагнера «HAND–тест», методика «Рисунок несуществующего животного». Для диагностики родительско-детских отношений и взаимодействий использовались: опросник для родителей «Анализ семейных взаимоотношений» Эйдемиллера и Э.Г., Юстицкого.
База и этапы исследования. Исследование проводилось в течение 2008-2010 гг. на базе ДОУ № 70 г. Улан-Удэ. Психологическим обследованием было охвачено 97 детей дошкольного возраста. Все испытуемые, в возрасте 5-6,5 лет. Исследование включало в себя три этапа. На первом этапе был проведен анализ психолого-педагогической литературы по проблеме исследования. На втором этапе проводился первичный диагностический срез, изучались особенности агрессивного поведения детей. На третьем этапе была разработана и апробирована тренинговая программа, направленная на снижение агрессивного поведения детей дошкольного возраста; проводился заключительный диагностический срез; систематизировались и обобщались результаты исследования.
Достоверность результатов и выводов обеспечивалась использованием апробированных методов исследования, взаимопроверкой результатов, полученных по разным методикам, комплексным применением валидных, надежных диагностических методик. Расчет статистических показателей производился с помощью табличного и графического метода представления первичных результатов. Для установления взаимосвязи между полученными в исследовании результатами применялись коэффициент порядковой корреляции Ч. Спирмена, t-критерий Стъюдента.
Практическая значимость исследования состоит в том, что полученные результаты, выводы и практические рекомендации могут быть использованы преподавателями при работе с учащимися. На основе материалов исследования разработана специальная программа для детей дошкольного возраста, направленная на снижение агрессивного поведения. Эта программа прошла практическую апробацию и используется в воспитательном процессе ДОУ № 70 г. Улан-Удэ.
Структура и объем работы. Дипломная работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка литературы. В тексте имеется 6 таблиц, 4 рисунка. Общий объем работы 80 страниц.