Дипломная работа по психологии

Особенности агрессивного поведения подростков в зависимости от степени и строгости родительского наказания

Тема: Особенности агрессивного поведения подростков в зависимости от степени и строгости родительского наказания

Страницы: 80

Содержание

Введение 3
Глава 1. Проблема агрессивного поведения детей подросткового возраста в психолого-педагогической литературе…………………………………….………7
1.1. Определение понятия «агрессия»……………………………………………….7
1.2. Социальные, физиологические и психологические причины агрессивного поведения подростков…………………………………………………………………10
1.3. Детско-родительские отношения как фактор формирования агрессивных форм поведения……………………………………………………………………….21
1.4 Выводы …………………………………………………………………………32

Глава 2. Исследование особенностей агрессивного поведения подростков в зависимости от степени строгости родительского наказания …………………………………34
2.1. Организация и методы исследования……….………………………………..34
2.2 Анализ результатов исследования…………………………………………….36
2.3 Выводы………………………………………………………………………….45
Глава 3. Предупреждение и профилактика агрессивного поведения подростков в условиях тренинговой программы……………………….………47
3.1. Характеристика программы …………………………………………….…….47
3.2 Оценка эффективности программы….………………………………………..53
3.3 Выводы………………………………………………………………………….57
Заключение ………………………………………………………………….………59
Список литературы …………………………………………………………….…..61
Приложение………………………………………………………………………….65

Проблема агрессивности остается одной из самых значительных проблем современной психологии. Особый интерес вызывает проблема агрессивного поведения подростков. Стоит отметить, что главным источником живых примеров агрессивного поведения для большинства детей является семья. Экономическая нестабильность, различные стрессогенные факторы, состояние здоровья, влияние средств массовой информации, неблагополучие в семье, пьянство, наркомания и т.д. Все перечисленные выше причины, приводят к тому, что родители не могут совладать со своими чувствами и свои отрицательные эмоции перекладывают на детей, в виде гнева, ярости, зачастую применяя чрезмерные физические и психологические наказания. Во многих случаях, агрессия в виде наказаний не осуждается окружающими. В результате оно способствует не столько преодолению агрессии, сколько вызывает ее трансформацию и побуждает ребенка к поиску приемлемых оправданий совершенных агрессивных действий. Все это пагубно сказывается на развитии психологических особенностей личности ребенка, дети становятся менее доброжелательными по отношению друг к другу, формируется неразвитость нравственных представлений, эмоциональная грубость, агрессивный способ самоутверждения. Таким образом, родитель, склонный к применению наказаний, подает ребенку пример агрессивного поведения: ребенок привыкает к тому, что агрессия есть нормальный путь преодоления создавшихся препятствий.
Можно отметить многочисленные исследования по проблеме подростковой агрессивности. Так изучались причины, условия, механизмы возникновения агрессивного поведения, его формы и виды. Однако проблема влияния наказаний родителей на становление агрессивного поведения подростков остается мало изученной. Все вышесказанное и определило выбор темы нашего дипломного исследования.

Цель исследования ─ выявить особенности агрессивного поведения подростков в зависимости от степени строгости родительского наказания.
Объект исследования ─ агрессивное поведение подростков.
Предмет исследования ─ особенности агрессивного поведения подростков в зависимости от степени строгости родительского наказания.
Гипотеза исследования. При проведении исследования мы исходили из следующих допущений:
1. Агрессивное поведение младших подростков имеет свои особенности.
2. Выраженность уровня агрессивности подростка зависит от степени строгости наказаний родителями.
3. Снижение уровня агрессивного поведения подростка протекает значительно успешнее в условиях применения специально организованной программы тренинговых занятий и упражнений.
В соответствии с поставленной целью и гипотезой были сформулированы следующие задачи:
1. Провести теоретический анализ состояния проблемы агрессивного поведения;
2. Выявить особенности агрессивного поведения младших подростков и влияния родительских наказаний на его становление;
3. Разработать программу, направленную на снижение и предупреждение агрессивного поведения младших подростков.
Методологическая основа. В нашем исследовании мы опирались на основные принципы отечественной психологии и теоретические концепции зарубежных психологов. В отечественной психологии проблемой агрессивности занимались К.Д. Ушинский, А.С. Макаренко, Л.С. Выгодский, С.А. Беличева, Л.М. Семенюк и др., в западной психологии: З. Фрейд, К. Лоренц, Э. Фромм, Доллард, А. Басс, А. Бандура и др.
Методы исследования. На разных этапах работы и при решении отдельных задач использовались следующие методы: анализ научной литературы по проблеме исследования, наблюдение, беседа, качественный анализ, количественный анализ, сравнительный анализ. Для определения типичных форм агрессивного поведения использовались опросник Басса-Дарки, проективная методика Э. Вагнера «HAND–тест». Для диагностики родительско-детских отношений и взаимодействий использовался опросник «Информометрия».
База и этапы исследования. Исследование проводилось в течение 2007-2009 гг. на базе МОУ СОШ № 5 г. Иркутска. Психологическим обследованием было охвачено 97 человек. Все испытуемые, в возрасте 11-13 лет. Исследование включало в себя три этапа. На первом этапе был проведен анализ психолого-педагогической литературы по проблеме исследования. На втором этапе проводился первичный диагностический срез, изучались особенности агрессивного поведения. На третьем этапе была разработана и апробирована тренинговая программа, направленная на снижение агрессивного поведения у младших подростков; проводился заключительный диагностический срез; систематизировались и обобщались результаты исследования.
Достоверность результатов и выводов обеспечивалась использованием апробированных методов исследования, взаимопроверкой результатов, полученных по разным методикам, комплексным применением валидных, надежных диагностических методик. Расчет статистических показателей производился с помощью табличного и графического метода представления первичных результатов. Для установления взаимосвязи между полученными в исследовании результатами применялись коэффициент порядковой корреляции Ч. Спирмена, t-критерий Стъюдента.
Практическая значимость исследования состоит в том, что полученные результаты, выводы и практические рекомендации могут быть использованы преподавателями при работе с учащимися. На основе материалов исследования разработана специальная программа для младших подростков, направленная на снижение агрессивного поведения. Эта программа прошла практическую апробацию и используется в учебном процессе МОУ СОШ № 5 г. Иркутска.
Структура и объем работы. Дипломная работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка литературы. В тексте имеется 7 таблиц, 5 рисунков. Общий объем работы 78 страниц.