Психология

Особенности детской застенчивости

Чем бы ни занимался человек, все это вызывает у него определенное отношение, выражающееся в переживаниях. Отношение человека к окружающему миру, к тому, что с ним происходит, выражается в эмоциях. Условия, предметы, явления, которые способствуют удовлетворению потребностей, достижению целей, вызывают положительные эмоции: удовлетворение, радость. Ситуации, которые воспринимаются человеком как препятствующие удовлетворению потребностей, вызывают отрицательные эмоции: гнев, печаль, смущение и одно из самых распространенных отрицательных чувств среди детей — чувство застенчивости. Застенчивость как черта личности обусловлена и наследственностью, и средой. Иными словами, застенчивым можно родиться, но можно им и стать.

Причиной возникновения застенчивости или ее усиление может быть мать, поведение которой является образцом для ребенка. Такая мать избегает общения с людьми, углубляется в свои переживания, в итоге ребенок, если не получает с раннего детства опыта другого поведения, часто становится похожим на нее. Другим, не менее важным, фактором формирования застенчивости является отношение к ребенку значимых для него людей: если родители, бабушки и дедушки, сравнивая ребенка с братьями, сестрами и другими сверстниками, делают оценки не в его пользу, то они снижают его самооценку, побуждая тем самым избегать контактов с другими людьми.

Неидеальные внешние данные ребенка — еще одна из причин застенчивости. Как часто в подростковом возрасте дети ощущают себя «гадкими утятами»! Несмотря на то, что эта ситуация часто является временной и многие из детей превращаются в прекрасных «лебедей», переживания их искренни и эмоционально значимы.

Застенчивость мешает детям радоваться общению со сверстниками, находить друзей и получать их поддержку. В любом возрасте это тяжело, особенно в подростковом. Они стараются быть незаметными, не брать на себя инициативу. Им трудно расслабиться.

В связи с этим застенчивые дети очень похожи друг на друга. Голова у них часто опущена, плечи сутулые, взгляд направлен вниз, в сторону — почти никогда в глаза собеседнику. В таком состоянии у детей изменяется давление крови, содержание в ней сахара, частота пульса и дыхания, напряженность мышц. Они имеют тихий голос, затрудняются при ответе на самые простые вопросы. Даже когда ребенок хорошо подготовлен к работе, ему может помешать волнение.

Бывает, что застенчивость пытаются прятать за внешней раскрепощенностью, иногда излишней, что может производить неприятное впечатление на окружающих людей. Чаще проявления застенчивости можно наблюдать у детей. Детям не доступно высокое самообладание и умение анализировать свое внутренне состояние, позволяющее бороться с проблемой. В большей мере застенчивости подвержены девочки, а к специалистам с этой проблемой чаще обращаются родители мальчиков, так как традиционно считается, что стеснительность характерна для девочек и является для них положительной чертой характера. Застенчивый человек очень раним, болезненно воспринимает критику со стороны и в то же время постоянно критикует себя. Застенчивые люди не умеют преподнести себя из — за скудности опыта общения, не умеют отстаивать свою точку зрения, заранее уверены в своей не интересности.

Иногда застенчивость появляется после того, как появляется ярлык, определяющий поведение данного человека как поведение застенчивого. Растет человек, абсолютно нормальный во всех отношениях и считающий себя совершенно нормальным, но тут появляется кто — то, кто сообщает этому человеку, что он толстый, замкнутый, трусливый и т.д., соответственно ситуации. Даже если на самом деле это не правда, внушаемый и чувствительный человек, может принять подобное утверждение как аксиому и подсознательно выстраивать свое дальнейшее поведение согласно этому утверждению.

Впечатлительным и застенчивым людям свойственно обвинять себя во всех неприятностях, произошедших с ними, и искать причину в себе, в то время как незастенчивые винят в неудачах ситуацию, окружение — что угодно, только не себя. Застенчивый человек не уверен, что заслуживает чего — либо стоящего: если ему удалось чего — то добиться, он скорее воспринимает это как подарок свыше, нежели плод своих многодневных усилий. Застенчивый человек относится к жизни с позиции самозащиты, тратя много сил на тревоги и переживания. Иногда ошибочно считается, что у застенчивых детей снижен уровень интеллекта. Это мнение возникает из — за того, что ребенок затрудняется устно проявлять свои способности, затрудняясь с ответами, что производит впечатление незнания и неумения. Как правило, письменные задания застенчивые дети выполняют ничуть не хуже незастенчивых сверстников. Психологические исследования доказывают, что умственные способности ничуть не страдают от застенчивости, тем не менее, стеснительные дети часто считают себя менее сообразительными и умными. Зачастую это происходит оттого, что застенчивые дети менее ориентированы на успех, остро реагируют на оценку учителя и одноклассников, в случае неудачи или порицания могут испытать сильное смущение, которое может полностью затормозить деятельность ребенка. Собственную скованность и неумение публично выступать они расценивают как недостаток интеллекта. Застенчивые дети дошкольного возраста часто льнут к матерям, ища у них защиты от окружающей действительности. Вот типичная картина поведения застенчивого ребенка: во время общения со сверстниками малыш держится в стороне от детских игр, хотя игра его явно интересует, наблюдает за играющими, но не решается присоединиться. Часто на приглашение включиться в игру ребенок отвечает отказом из — за страха сделать что — то неправильно.

Застенчивые люди обладают такой интересной особенностью — робкие и нерешительные в повседневной жизни, они бывают отчаянно храбрыми в критической обстановке. Было описано немало случаев, как во время Великой Отечественной войны стеснительные люди вели себя героически в минуты опасности. В такие моменты застенчивым человеком овладевает оцепенение, которое не дает ему чувствовать страх за собственную жизнь, но позволяет отлично соображать и вести себя обдуманно и решительно. У застенчивости есть большое преимущество — она позволяет человеку быть незаметным, что позволяет чувствовать себя свободным от внешних условностей и запретов, застенчивый человек может позволить себе некоторую необычность поведения.

В нашей стране существует тенденция рассматривать застенчивость как положительную особенность характера. Истоки таких суждений идут из далекого прошлого. Вспомните русские сказки: положительные герои в них всегда обладали некоторой застенчивостью, а отрицательные, наоборот, описывались агрессивными и нахальными.

Бухарова О.В.

Литература

  1. БогачкинаН.А., СиренкоР.Н. Как преодолеть детскую застенчивость. -Академия развития, 2006.
  2. Шишова Т.А. Детская застенчивость.
  3. Psychologies — психологический журнал/ Под ред. Ю.Козырева, Г. Юзефович. №21, 2007 г.