Психология

Особенности динамики актуальных смысловых состояний студентов в период обучения в вузе

Студенческий возраст характеризуется закладыванием основ будущего вида деятельности — реализации себя в профессиональном плане, а также стремлением к осмыслению своего будущего — жизнедеятельности в целом, т. е. одновременным протеканием процессов профессионального и личностного самоопределения. В данном контексте актуальным являются положения В. Франкла [4], который рассматривает стремление к поиску и реализации человеком смысла своей жизни как врожденную мотивационную тенденцию, присущую всем людям и являющуюся основным двигателем поведения и развития личности. Именно в процессе обучения в вузе как жизненной ситуации личностного и профессионального самоопределения для молодых людей наиболее актуальным становится смысл собственной деятельности, и в особенности смысл своей будущей профессиональной деятельности, являющейся центральным компонентом в выборе жизненной стратегии.

Среди современных исследований смысловой сферы личности особое место занимают работы А. В. Серого [2], [3], где он рассматривает систему личностных смыслов, их структуру, функции и динамику. Механизмом функционирования системы личностных смыслов, по мнению А. В. Серого является актуальное смысловое состояние (АСС), которое он определяет как «совокупность актуализированных, генерализированных смыслов, размещенных во временной перспективе (опыт, реальность, цели)» [2 , с. 105]. Мы придерживаемся точки зрения А.В. Серого и считаем, что личностный смысл оказывает непосредственное влияние на процессы деятельности и психического отражения, и может быть тем самым описан без обращения к другим смысловым структурам, на основании эмпирических данных.

Проблема исследования смысловой сферы личности, актуальных смысловых состояний и их динамики в студенческом возрасте, будучи актуальной в теоретическом и практическом отношении, является недостаточно разработанной и требует дальнейшего изучения. В нашей работе будут представлены результаты лонгитюдного эмпирического исследования данного вопроса.

В центре внимания настоящего исследования была проблема динамики актуальных смысловых состояний студентов в процессе вузовского обучения. Нами были высказаны предположения о том, что существует динамика актуальных смысловых состояний студентов в процессе обучения в вузе. Иссле
дование ставило перед собой несколько задач: проанализировать методологические и теоретические подходы к изучению смысловой сферы личности и актуальных смысловых состояний студентов, выявить динамику актуальных смысловых состояний студентов в период обучения в вузе.

Исследование носило лонгитюдный характер и проводилось на базе ГОУ ВПО ИГПУ в течение 2004 — 2007гг. В исследовании принимали участие студенты психологического и естественно географического факультетов. Общая численность испытуемых 65 человек. В работе были использованы следующие методы: тест смысложизненных ориентаций (СЖО) Д.А. Леонтьева [ 1 ], модифицированная версия теста СЖО А.В.Серого [2].

Полученные в ходе настоящего исследования результаты отражают неравномерность формирования и развития смысловой сферы личности студентов в процессе вузовского обучения. Так, при анализе распределения типов актуальных смысловых состояний (АСС) на различных курсах обучения (табл. 1), на втором курсе наблюдается большой процент переживания АСС по первому и восьмому типу, причем первый тип именно на втором курсе имеет самый большой показатель. Студенты 1 -го типа АСС демонстрируют неверие в свои силы контролировать события собственной жизни, фатализм и убежденность в том, что бессмысленно что-либо загадывать на будущее, поскольку невозможно в ней что- либо изменить. Состояние студентов 8-го типа АСС характеризуется ощущением того, что прожитый отрезок жизни был продуктивным и значимым, процесс жизни в настоящем воспринимается как интересный, эмоционально насыщенный, а наличие целей придает всей жизни осмысленность, направленность и временную перспективу

Таблица 1 Представленность типов АСС на различных этапах обучения (в %)

Курс обучения Типы АСС
1-й 2-й 3-й 4-й 5-й 6-й 7-й 8-й
2-й 29 2 8 12 6 2 8 33
4-й 24 2 8 8 8 2 8 40
5-й 26 3 8 6 8 8 8 33

Остальные типы АСС имеют небольшие процентные показатели, среди них четвертый, третий и седьмой имеют больший процент и указывают на осмысленность настоящего (рис. 1). Что говорит о том, что большинство второкурсников, находятся в достаточно психологически комфортном состоянии. Достаточно большая группа студентов в условиях «настоящей» жизненной ситуации стала воспринимать реальность сквозь призму своего опыта (4-й тип), т.е. имея за плечами полтора года обучения в вузе, сдав три сессии, они обеспечили себе некое стабильное существование еще на три с половиной года. При этом успешная учеба (отсутствие отчисления) положительно воспринимается ближайшим окружением, что, в свою очередь, повышает чувство самоуважения и обусловливает протекание актуального смыслового состояния по восьмому типу. Также следует отметить, что большой процент студентов с первым типом переживания актуального смыслового состояния может свидетельствовать о начале новой стадии жизненной ситуации, предполагающей осмысление окружающей действительности в контексте реальной жизненной ситуации.

Курс обучения

Рис. 1. Представленность типов АСС на различных этапах обучения, в %

Пройдя период адаптации и приспособившись к трудностям, на четвертом курсе студенты в наибольшей степени готовы к идентификации себя как субъекта жизненной ситуации и принятию на себя ответственности за свое положение, результаты деятельности, жизненные перспективы (существенное повышение 8-го типа АСС). В то же время отмечается снижение представленности в данной группе
четвертого типа (ориентировка на настоящее и прошлое) за счет увеличения пятого типа АСС, отражающего устремленность в будущее. Однако остается высоким показатель представленности первого тина АСС, что указывает на сложность и неоднозначность данного периода личностного раз-вития в процессе обучения.

Студенты пятого курса демонстрируют понижение показателей представленности восьмого типа АСС при одновременном повышении доли студентов, переживающих актуальное смысловое состояние по первому типу. Также следует отметить снижение представленности четвертого типа и повышение доли шестого типа АСС по сравнению с четвертым курсом, т. е. студенты этой группы демонстрируют нацеленность в будущее с опорой на субъективный опыт. Факт повышения представленности первого типа АСС может быть обусловлен возникновением реальных проблем и трудностей, связанных с проявлением пика кризиса профессиональной идентификации, который затрагивает перестройку сферы общения. Приближенность поставленной при поступлении цели (получить образование, диплом, профессию) приводит к пониманию, что после окончания вуза возникнут более серьезные жизненные трудности, в частности, экономического характера. Для удовлетворения своих материальных потребностей и финансовой независимости от родительской семьи многие студенты вынуждены подрабатывать, как правило, не по специальности, имея при этом доход, равный или даже превышающий их будущую заработную плату в качестве специалиста-профессионала, при меньших временных, физических, эмоциональных и интеллектуальных затратах. Что также является фактором, обусловливающим столь неравномерное распределение смысловых состояний. Этот факт отражает незавершенность кризиса профессиональной идентификации, связанного, прежде всего, с осознанием предстоящей смены деятельности, которая влечет за собой изменение социального, экономического и личностного статусов.

Таким образом, лонгитюдное изучение показало, что существует динамика актуальных смысловых состояний студентов в процессе вузовского обучения. В целом выполненное исследование подтвердило выдвинутую гипотезу и поставило ряд новых вопросов, определяющих перспективы дальнейших исследований по рассматриваемой проблеме.

Апраксина И. А.

Литература

  1. Леонтьев Д.А. Тест смысложизненных ориентаций (СЖО). 2-е изд. — М.: Смысл, 2000.
  2. Серый А. В. Психологические механизмы функционирования системы личностных смыслов. — Кемерово: Кузбассвузиздат, 2002.
  3. Серый А.В. Система личностных смыслов: структура, функции, динамика / А.В. Серый; науч. ред. М.С. Яницкий. — Кемерово: Кузбассвузиздат, 2004.
  4. Франкл В. Человек в поисках смысла. М.: Прогресс, 1990.