Дипломная работа по психологии

Особенности эмоционально-личностной сферы медицинских работников

Тема работы: Особенности эмоционально-личностной сферы медицинских работников

Страницы: 76

Содержание
Введение………………………………………………………………….……..3
Глава 1. Состояние изученности понятия «эмоциональная сфера» в отечественной и зарубежной психологии……………………………….….7
1.1. Определение понятия «эмоциональная сфера»………………………7
1.2. Эмоциональный и личностный компоненты в структуре профессионального самосознания врача………………………………….15
1.3. Особенности профессиональной позиции врача анестезиолога-реаниматолога…………………………………………………………………25
1.4. Выводы…………………………………………………………………….34

Глава 2.Исследование особенностей эмоционально-личностной сферы врачей анестезиологов-реаниматологов………………………………………….35

2.1. База и методы исследования…………………………………………….35
2.2. Анализ полученных данных…………………………………………….37
2.3. Вы¬во¬ды ……………………………………………………………….……43

Глава 3. Программа коррекции эмоционально-личностной сферы врачей……………………………………………………………………………45
3.1. Цели, задачи, принципы программы……………………….…………45
3.2.Структура программы……………………………………………………48
3.3. Оценка эффективности программы………………………….………59
3.4. Выводы……………………………………………………………………..61
Заключение……………………………………………………………………..63
Список литературы……………………………………………………………65

Приложение……………………………………………………………………..69

Введение

Актуальность проблемы. В профессиях, связанных с взаимодействием с людьми, особенно важно осознавать свои возможности. Немного существует профессий, в которых ценностный подход к профессиональной деятельности оказывал бы такое влияние на индивидуальную судьбу профессионала и судьбу другого человека. Суть ценностного подхода – это ориентация на другого человека, как на «высшую ценность, равную ценности собственного Я». Особенно это важно в профессиональной деятельности врача. Для того чтобы уважать «Я» другого человека необходимо знать свое «Я».
Важно отметить, что профессиональная деятельность медицинских работников предполагает эмоциональную насыщенность, психофизическое напряжение и высокий процент факторов, вызывающих стресс.
Профессия анестезиолог-реаниматолог ─ одна из гуманных. Она сравнительно молода, хотя имеет много вековую предысторию. Две благородные идеи с древнейших времен владели умами людей: победить боль и воскресить внезапно умершего. В настоящее время интенсивная терапия, анестезиология, реаниматолгия ─ это самостоятельная теоретическая и практическая наука, решающая проблемы борьбы за жизнь людей, находящихся в крайне тяжелом, критическом состоянии, на грани жизни и смерти.
В настоящее время эмоционально-личностная сфера врача анестезиолога-реаниматолога является мало изученной областью.
Цель исследования ─ выявить особенности эмоционально-личностной сферы врачей анестезиологов-реаниматологов и возможности ее коррекции в условиях применения специально организованной программы.
Объект исследования ─ эмоционально-личностная сфера врача анестезиолога-реаниматолога.

Предмет исследования ─ особенности эмоционально-личностной сферы врачей анестезиологов-реаниматологов и ее коррекция в процессе тренинговых занятий.
Гипотеза исследования. При проведении исследования мы исходили из положения, что эмоционально-личностная сфера врачей анестезиологов-реаниматологов имеет свои особенности и включает такие составляющие как: самоотношение; эмоциональный тонус; эмоциональное напряжение. При этом мы приняли допущение, что гармоничное формирование эмоционально-личностной сферы врачей анестезиологов-реаниматологов протекает значительно успешнее в условиях применения специально организованной программы тренинговых занятий и упражнений.
В соответствии с поставленной целью и гипотезой были сформулированы следующие задачи:
1. Провести теоретический анализ состояния проблемы «эмоционально-личностная сфера» в работах отечественных и зарубежных психологов.
2. Выявить особенности эмоционально-личностной сферы врачей анестезиологов-реаниматологов.
3. Разработать и апробировать программу коррекции.
Методологической основой исследования явились основные теоретические и методологические принципы отечественной психологии, разработанные В.В. Столиным, И.С. Коном, И.И. Чесноковой, А.К. Марковой, А.А. Деркач. В работах Васильева И.А, Поплужного В.Л., Тихомирова О.К. раскрываются особенности развития эмоционального состояния и мышления человека. Л.Я. Гозман в своей работе выявил особенности психологических процессов протекающих при эмоциональных переживаниях. Е.П. Ильин выявил специфику взаимосвязи эмоций и чувств человека. В работах П.В. Симонова излагаются особенности взаимодействия эмоций и мозга человека.

Методы исследования. На разных этапах работы и при решении отдельных задач, поставленных в исследовании, использовался широкий набор методов: теоретический анализ литературных источников, наблюдение, опрос, количественный и качественный анализ результатов исследования, формирующий эксперимент. Тестирование осуществлялось с помощью следующих методик: мно¬го¬фак¬тор¬ный лич¬но¬ст¬ный оп¬рос¬ник Р. Ке¬ттел¬ла (форма С). Ме¬то¬ди¬ка управ¬ляе¬мой про¬ек¬ции (МУП), раз¬ра¬бо-тан¬ная В.В. Сто¬ли¬ным. Методика Л. А. Курганского.
База и этапы исследования. Исследование проводилось в течение 2007-2009 гг. на базе иркутской городской клинической больницы № 3; иркутской городской клинической больницы № 10; иркутской областной клинической больницы № 1. Психологическим обследованием было охвачено 48 врачей анестезиологов-реаниматологов. Все испытуемые, в возрасте 31-46 лет. Исследование включало в себя три этапа. На первом этапе был проведен анализ психолого-педагогической литературы по проблеме исследования. На втором этапе проводился первичный диагностический срез, изучались особенности эмоционально-личностной сферы и уровень выраженности ее компонентов. На третьем этапе была разработана и апробирована тренинговая программа, направленная на коррекцию эмоционально-личностной сферы врачей анестезиологов-реаниматологов; проводился заключительный диагностический срез; систематизировались и обобщались результаты исследования.
Достоверность результатов и выводов исследования обеспечивалась использованием апробированных в отечественной психологии методов исследования, комплексным применением валидных и надежных методик, взаимопроверкой результатов, использованием различных статистических методов обработки данных.
Научная новизна и теоретическая значимость исследования заключается в том, что выявлены особенности эмоционально-личностной сферы врачей анестезиологов-реаниматологов, проявляющиеся в разной степени выраженности основных ее компонентов. Обоснована и экспериментально подтверждена возможность коррекции эмоционально-личностной сферы врачей анестезиологов-реаниматологов в условиях тенинговых занятий и упражнений.
Практическая значимость исследования состоит в том, что полученные результаты, выводы и практические рекомендации могут быть использованы психологами при работе с врачами. На основе материалов исследования разработана специальная программа для врачей анестезиологов-реаниматологов.
Структура и объем работы. Работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка литературы и приложения. Список литературы представлен 53 источниками. Общий объем работы – 73 страницы.