Дипломная работа по психологии

Особенности эмоциональной сферы детей дошкольного возраста из полных и неполных семей

Тема работы: Особенности эмоциональной сферы детей дошкольного возраста из полных и неполных семей

Страницы: 68

Содержание

Введение……………..………………………………………………….3
Глава 1. Состояние изученности понятия «эмоциональная сфера» в оте-чественной и зарубежной психоло-гии……………………………………………6
1.1. Определение понятия «эмоциональная сфе-ра»……………………………..6
1.2.Особенности эмоциональной сферы детей дошкольного возрас-та………………………………….………………………………………………..14
1.3.Характеристика эмоциональной сферы детей воспитывающихся в
неполных семь-ях………………………………………………………………..…20
1.4.Выводы…………………………………………………………………………27
Глава 2. Особенности эмоциональной сферы детей из полных и непол-ных се-мей……………………………………………………………………………….28

2.1. База и методы исследова-ния………………………………………………….28
2.2. Анализ результатов исследова-ния……………………………………………30
2.3.Выводы………………………………………………………………………….35

Глава 3. Коррекция эмоциональной сферы детей дошкольного возраста в условиях тренинговой програм-мы……………………………………………..36
1.1. Характеристика програм-мы………….……………………………………..36
3.2. Оценка эффективности програм-мы…………………………………………..50
3.3. Выво-ды…………………………………………………………………………55
Заключе-ние………………………………………………………………………..56
Список литерату-ры……………………………………………………….……..58
Приложе-ние……………………………………………………………………….62

Введение
Актуальность темы. Изучение эмоциональной сферы является одной из актуальных проблем психологии. Ее теоретическая значимость определяется необходимостью выявления общих закономерностей онтогенеза человече-ской психики и создания целостной концепции психического развития. До сих пор проблема эмоционального развития остается теоретически мало разработанной. Вместе с тем, ее решения требует не только логика развития психологического знания, но и практические запросы. Эмоциональная сфера является непосредственным объектом воздействия в психотерапии и пси-хокоррекции.
Особую важность имеет изучение эмоциональной сферы дошкольника. Этот возраст сопряжен со специфическими эмоциональными трудностями и новообразованиями. Важно отметить, что напряженная ситуация в отноше-ниях между родителями и детьми может стать серьезной причиной подав-ленного состояния ребенка. Эмоциональная напряженность может отразить-ся на сне, аппетите, снижается уровень речевой активности, сокращается сло-варный запас, общее подавленное состояние нарушает реактивность орга-низма ребенка. Подавленное эмоциональное состояние отражается и на ак-тивности ребенка по отношению к предметному миру. Ребенку предстоит адаптация к первым школьным годам. Именно в процессе адаптации к усло-виям школьного учреждения ребенок особенно остро будет нуждаться в чув-стве защищенности и эмоциональном комфорте, любви и поддержки со сто-роны значимых родных.
В настоящее время наблюдается дефицит исследований, направленных на проблему эмоционального развития детей дошкольного возраста. Все вышеизложенное и определило выбор темы исследования.
Цель ─ сравнительный анализ особенностей эмоциональной сферы детей воспитывающихся в полных и неполных семьях.
Объект ─ эмоциональная сфера.
Предмет ─ особенности эмоциональной сферы детей из полных и непол-ных семей.
Гипотеза исследования. При проведении исследования мы исходили из положения, что особенности эмоциональной сферы детей воспитывающихся в полных и неполных семьях имеют различия.
В соответствии с поставленной целью и гипотезой были сформулированы следующие задачи:
1. Дать теоретический анализ психологической литературы по данной проблеме;
2. Выявить особенности эмоциональной сферы детей воспитывающих-ся в полных и неполных семьях;
3. Разработать коррекционную программу.
Методологической основой данной работы явились основные положе-ния общей, возрастной, социальной психологии о природе и развитии эмо-циональной сферы младшего школьника. В работах Васильева И.А, По-плужного В.Л., Тихомирова О.К. раскрываются особенности развития эмо-ционального состояния и мышления человека. Л.Я. Гозман в своей работе выявил особенности психологических процессов протекающих при эмоцио-нальных переживаниях. Е.П. Ильин выявил специфику взаимосвязи эмоций и чувств человека. В работах П.В. Симонова излагаются особенности взаимо-действия эмоций и мозга человека.
Методы исследования. На разных этапах работы и при решении от-дельных задач, поставленных в исследовании, использовался широкий набор методов: теоретический анализ литературных источников, наблюдение, бесе-да. Для проведения тестирования были использованы следующие методики: «Рисунок семьи» В. Н. Павлова; методика Л. А. Курганского, методика В. Михала «Завершение предложения».
База и этапы исследования. Исследование проводилось в течение 2008-2010 гг. на базе ДУ «Березка» г. Бийска. Психологическим обследованием было охвачено 32 ребенка. Все испытуемые дошкольники, в возрасте 5-6 лет.
Достоверность результатов и выводов исследования обеспечивалась использованием апробированных в отечественной психологии методов ис-следования, комплексным применением валидных и надежных методик, вза-имопроверкой результатов, использованием различных статистических ме-тодов обработки данных.
Практическая значимость исследования состоит в том, что на основе материалов исследования разработана специальная программа для младших школьников, направленная на гармоничное развитие эмоциональной сферы. Эта программа прошла практическую апробацию в ДУ «Березка» г. Бий-ска.
Структура и объем работы. Работа состоит из введения, трех глав, за-ключения, списка литературы. В тексте имеется 3 таблицы, 6 рисунков. Об-щий объем работы 68 страниц.