учет и аудит

Особенности формирования разделов учетной политики организации

Бухгалтерский учет в организации ведется по определенным правилам. Разработка этих правил осуществляется тремя путями: централизованным, децентрализованным и смешанным. Первый подразумевает регламентацию ведения учета из единого государственного центра (МФ РФ) и каждая организация должна строго следовать правилам и предписаниям, выработанным этим центром: отступления от них недопустимы. Второй путь предполагает индивидуализацию правил бухгалтерского учета для каждой организации. И хотя он позволяет организации максимально отразить в учете особенности своей хозяйственной деятельности, в современных условиях в России он неприемлем. Третий путь основывается на разумном сочетании элементов первого и второго, когда за централизованным регулированием остается совокупность общих правил и принципов, а конкретизация и механизм выполнения этих правил и принципов разрабатывается самостоятельно каждой организацией с учетом условий ее хозяйственной деятельности, степени осознания особенностей, квалификации персонала, технической базы управления. Разработка учетной политики как системы методов и приемов ведения бухучета обязательна для всех организаций. В связи с этим, целесообразно на основании проведенного анализа финансово-экономического состояния просчитать варианты тех или иных положений учетной политики, поскольку от принятых в этой части решений напрямую зависят суммы отчисляемых налогов и взносов, структура баланса, значения ряда ключевых финансово-экономических показателей. При определении учетной политики у организации существует выбор, ко­торый касается, главным образом, методов списания сырья и материалов в производство, вариантов списания МБП, методов оценки незавершенного производства, возможности применения ускоренной амортизации, вариантов формирования ремонтных и страховых фондов и т.д. Наибольший эффект оптимизация учетной политики дает на этапе маркетинговых исследований конкретных видов продукции, освоения их производства, а также планирования новых производств и участков, технологических схем и создания новых структур.

Под учетной политикой понимается выбранная совокупность способов ведения бухгалтерского учета – первичного наблюдения, стоимостного измерения и отражения в учете хозяйственных операций. К способам группировки и оценки фактов хозяйственной деятельности, относятся способы погашения стоимости активов, приемы организации документооборота, инвентаризации, способы применения счетов бухгалтерского учета, системы учетных регистров, обработки информации и иные соответствующие способы, методы и приемы итогового обобщения фактов хозяйственной (уставной и иной) деятельности.

Это означает следующее:

  1. Организация осуществляет выбор одного способа из нескольких, допускаемых нормативными актами по бухучету в РФ. При отсутствии по конкретному вопросу нормативных документов учетная политика формируется на основании самостоятельной разработки организацией соответствующего способа, исходя из общих принципов бухгалтерского учета.
  2. Выбранные способы устанавливаются организацией для всех его структурных подразделений, независимо от места их расположения и функционирования.
  3. Предоставляя организациям, возможность выбора разных вариантов бухгалтерского учета по его отдельным операциям, «Положение» предусматривает, что при ведении бухгалтерского учета организацией должно быть обеспечено соблюдение в течение отчетного года принятой учетной политики (методики).
  4. Данные способы должны быть закреплены соответствующим внутренним документом. Поскольку за организацию бухучета в организации отвечает руководитель, он же и утверждает Положение об учетной политике приказом.
  5. Существенные способы ведения бухгалтерского учета подлежат раскрытию в пояснительной записке к. бухгалтерской отчетности. Существенными признаются способы ведения бухгалтерского учета, без знания о применении которых пользователями бухгалтерской отчетности, невозможна достоверная оценка имущественного и финансового состояния или результатов деятельности организации.

Общепринятые правила – это фундамент построения системы бухгалтерского учета, в основе его использования обязательно должны быть такие правила, которые принимаются всеми участниками хозяйственных отношений.

  1. При выборе учетной политики необходимо учитывать: отраслевую принадлежность организации, форму собственности и организационно-правовой статус организации, организационную структуру организации, отношения с системой налогообложения (освобождение от различного вида налогов, ставки налогов, льгота по налогообложению), степень свободы действия в условиях переходного к рынку периода (возможность самостоятельных действий в вопросах ценообразования) и т.д.

Первым нормативным документом по формированию учетной политики в организации является «Положение по бухгалтерскому учету «Учетная политика предприятия». Положение является элементом системы нормативного регулирования бухгалтерского учета в РФ и должно применяться с учетом других Положений по бухучету. При формировании учетной политики следует руководствоваться рядом допущений и требований, изложенных в ПБУ 1/98. В законе «О бухгалтерском учете» содержится перечень документов, которые составляют комплект учетной политики: положение об учетной политике, рабочий план счетов бухгалтерского учета, форма бухгалтерского учета, формы первичных учетных документов и внутренней бухгалтерской отчетности, порядок проведения инвентаризации и методы оценки имущества и обязательств, правила документооборота и технология обработки учетной информации, порядок и правила внутреннего контроля за хозяйственными операциями, положение о бухгалтерской службе, должностные инструкции работников учета, номенклатура дел бухгалтерии, классификатор нормативных актов по бухгалтерскому учету.

Действующими нормативными документами по бухгалтерскому учету организации предоставляется несколько вариантов ведения учета по отдельным участкам. Организация, исходя из особенностей хозяйственной деятельности, выбирает для себя один из нескольких способов учета изменений в составе хозяйственных процессов, предусмотренных действующим законодательством и нормативными актами. Если нормативные акты не предусматривают способа ведения бухгалтерского учета по конкретному вопросу его хозяйственной деятельности, то оно самостоятельно разрабатывает его и отражает в своей учетной политике. Способы ведения бухгалтерского учета, отобранные организацией для своей учетной политики, применяются с 1-го января следующего за годом издания организационно-распорядительного документа, а для вновь созданных предприятий не позднее 90 дней со дня регистрации.

При выборе элементов учетной политики руководство и бухгалтерская служба организации должна четко себе представлять границы. В настоящее время на основании нормативных актов по бухгалтерскому учету однозначно решить вопрос о границах учетной политики нельзя, что естественно, вызывает сложности в части раскрытия информации в бухгалтерской отчетности.

Непроработанность вопросов практического применения механизма учетной политики в отсутствии развитого института профессионального суждения на практике приводит к тому, что в приказах по учетной политике отражаются способы учета объектов, отсутствующие в организации. Это вносит путаницу при раскрытии информации и делает ее малопонятной пользователю, поскольку определить существенные способы в таком случае не представляется возможным. Несмотря на это, «изобретенный» организацией способ бухгалтерского учета на момент формирования учетной политики должен быть всесторонне обоснован, исходя из основополагающих принципов формирования достоверной информации при формировании отчетности.

Л.А. Семина