Дипломная работа по психологии

Особенности групповой сплоченности у медицинских работников

Тема: Особенности групповой сплоченности у медицинских работников

Страницы: 75

Содержание

Введение………………………………………………………………………….3
Глава 1. Проблема групповой сплоченности коллектива в социально-психологической литературе………………………………………………….6
1.1. Отечественные и зарубежные подходы в изучении сплоченности коллектива…………………………………………………………………………6
1.2. Факторы групповой сплоченности коллектива…………………………11
1.3. Фармацевтический трудовой коллектив как малая группа………………18
1.4. Выводы………………………………………………………………………21

Глава 2. Изучение групповой сплоченности у медицинских
работников………………………………………………………………………23
2.1. База и методы исследования………………………………………………..23
2.2. Анализ результатов исследования…………………………………………25
2.3. Выводы ………………………………………………………………………41

Глава 3. Развитие групповой сплоченности коллектива по средствам деловой игры……………………………………………………………………44
3.1. Цель и задачи программы…………………………………………………..44
3.2. Структура деловой игры……………………………………………………46
3.3. Обсуждение результатов деловой игры……………………………………51
3.4. Оценка эффективности программы…………….………………………….53
3.5. Выводы ………………………………………………………………………55

Заключение……………………………………………………………………..57
Список литературы……………………………………………………………62
Приложение……………………………………………………….…………….67

Введение

Актуальность темы. В условиях рынка, где обостряются взаимоотношения партнеров, сталкиваются интересы сотен тысяч предпринимателей, когда у каждого человека масса проблем, многократно возрастает актуальность проблемы групповой сплоченности коллектива.
Групповая сплоченность – это состояние, характеризующееся устойчивостью и единством межличностных отношений и взаимодействий, что обеспечивает стабильность и преемственность деятельности группы.
Возникающие в трудовом коллективе противоречия могут привести к конфликтной ситуации, а, как известно, в конфликтующем коллективе гораздо ниже производительность труда, так как люди не могут сосредоточиться на работе, их мысли заняты личными проблемами. Конфликтов больше, чем дискуссий, переговоров. Они представляют собой эскалацию каждодневного соперничества и противостояния в сфере принципиальных или эмоционально обусловленных столкновений, которые нарушают личностное и межличностное спокойствие. При отсутствии сплоченности, психологические барьеры, разделяющие членов коллектива, становятся на пути к достижению цели.
Существуют профессии, в которых особо встает проблема групповой сплоченности коллектива. Особенно это важно в профессиональной деятельности медицинских работников, которая предполагает эмоциональную насыщенность, психофизическое напряжение и высокий процент факторов, вызывающих стресс, что в свою очередь может иметь влияние на состояние членов коллектива и индивидуальную судьбу профессионала.
Проблема изучения групповой сплоченности медицинских работников является мало разработанной. Все выше изложенное и определило выбор темы дипломного исследования.
Цель – изучить особенности групповой сплоченности у медицинских работников и разработать программу, направленную на развитие групповой сплоченности медицинских работников.
Объект – групповая сплоченность.
Предмет – особенности групповой сплоченности у медицинских (фармацевтических) работников.
Гипотеза исследования. При проведении исследования мы предположили, что групповая сплоченность медицинских работников имеет свои особенности и включает такие составляющие как: ценностный и межличностный компоненты. При этом мы приняли допущение, что гармоничное развитие групповой сплоченности медицинских работников протекает значительно успешнее в условиях применения деловой игры.
В соответствии с целью и гипотезой исследования были сформулированы следующие задачи:
1. Теоретический анализ литературы по проблеме групповой сплоченности коллектива.
2. Определение особенностей групповой сплоченности медицинских (фармацевтических) работников.
3. Разработка программы развития групповой сплоченности медицинских работников.
Методологической основой исследования явились основные теоретические и методологические принципы отечественной психологии, разработанные В.А.Богдановым, Б. Ф. Ломовым, Р.С. Немовым, В.Е.Семеновым. Методологической основой так же явилась теория деятельностного опосредствования межличностных отношений А.В.Петровского. В работах В. В. Шпалинского раскрывается проблема ценностно-ориентационного единства коллектива.
База и этапы исследования. Исследования проводились на базе

Возрастной диапазон испытуемых от 23 до 49 лет.
На первом этапе был проведен анализ психолого-педагогической литературы по проблеме исследования. На втором этапе проводился первичный диагностический срез, изучались особенности групповой сплоченности медицинских работников. На третьем этапе была разработана и апробирована развивающая программа; систематизировались и обобщались результаты исследования.
Достоверность результатов и выводов исследования обеспечивалась использованием апробированных в отечественной психологии методов исследования, комплексным применением валидных и надежных методик, взаимопроверкой результатов. Статистически достоверные различия между выборками испытуемых осуществлялись с помощью Н – критерия Крускала-Уоллиса. Статистическая значимость различий между значениями показателей групповой сплоченности до и после применения программы в группах испытуемых вычислялась с помощью метода ранговой корреляции Ч. Спирмена и t – критерия Стьюдента.
Методы исследования. На разных этапах работы и при решении отдельных задач, поставленных в исследовании, использовался широкий набор методов: теоретический анализ литературных источников, наблюдение, беседа. Диагностика групповой сплоченности проводилась с помощью теста К. Сишора. Для диагностики ценностных составляющих групповой сплоченности были использованы: методика «Ценностные ориентации» Ш. Шварца. При оценке межличностных составляющих групповой сплоченности применялись: методика Т. Лири.
Практическая значимость исследования заключается в том, что получен¬ные результаты, выводы и научно-методические рекомендации могут быть использованы психологами и руководителями медицинских учреждений при рабате с персоналом.
Структура работы. Дипломная работа состоит из введения, трех глав и списка использованной литературы. Общий объем работы – 75 страниц.