Отличительной чертой нашего времени стало возникновение негосударственных вузов как следствие развития рыночных отношений. Негосударственные вузы работают по государственным стандартам и учебным планам, решая ту же задачу, что и государственные вузы, т.е. осуществляют подготовку необходимых для общества специалистов.
Известно, что становление личности студента успешно осуществляется лишь в том случае, если в процессе обучения в вузе у него формируется потребность и стремление к личностно-профессиональному росту. Решение данной задачи обеспечивает высокое качество подготовки специалистов. Поэтому изучение становления личностно-профессионального самосознания и мотивационной сферы студентов, а также возможностей их личностно-профессионального роста в процессе обучения, является очень важной и актуальной задачей. В психологических исследованиях установлено, что самосознание личности является наиболее действенным средством саморазвития и саморегуляции человека как субъекта профессиональной деятельности. Не менее значимым фактором, определяющим эффективность любой деятельности человека, в том числе и учебной, является также мотивационная сфера. Именно качественные изменения самосознания и мотивационной сферы, происходящие в процессе обучения, свидетельствуют о личностном росте студентов.
В своей работе мы исходили из следующих предположений: 1) на начальном этапе обучения личностно-профессиональное самосознание и мотивационная сфера студентов негосударственного вуза отличаются определенными особенностями (слабым мотивом достижения цели, низким уровнем развития эмоционально-ценностного отношения, повышенной тревожностью и т.д.); 2) в образовательном пространстве негосударственного вуза, если оно является целостным, организующим теоретическое и практическое обучение, мобилизующим потенциальные возможности умственной и познавательной деятельности, должны происходить положительные изменения в указанных сферах личности и наблюдаться личностный рост студентов в период обучения.
Исследование проводилось в сравнительном плане со студентами государственных вузов, которые при поступлении прошли конкурсный отбор и учатся на бюджетной основе.
Полученные в работе результаты позволяют уточнить теоретические представления о закономерностях формирования и развития личности в студенческом возрасте, они дополняют имеющиеся научные данные о процессе становления самосознания и мотивационной сферы студентов в период обучения в вузе.
Одной из задач нашего исследования было выявить особенности личностно-профессионального самосознания и мотивационной сферы студентов негосударственного вуза и сравнить их с показателями студентов государственных вузов.
Полученные результаты показали, что студенты негосударственного вуза на начальном этапе обучения имеют определенные особенности в сфере самосознания и мотивации и отличаются некоторыми психологическими характеристиками от студентов государственных вузов. Так, данные, полученные по методике самоотношения В.В. Столина, показали, что студенты названных вузов характеризуются различными типами эмоционально-ценностного отношения к себе и к другим: первый тип (испытуемые, выражающие положительное отношение к себе и к другим, что свидетельствует о социальной зрелости и психическом здоровье личности); второй тип (испытуемые, выражающие положительное отношение к себе и отрицательное к другим, что говорит о недостаточном уровне социального развития); третий тип (испытуемые, выражающие положительное отношение к другим и отрицательное к себе, что характеризует их как лиц конфликтных, имеющих низкий уровень социального развития).
Наиболее характерным для студентов первых курсов негосударственного вуза является второй тип отношения (56,2 %). Этот тип отличается уважением, симпатией, близостью к себе и отсутствием уважения, симпатии и близости к своим сверстникам. Об этом свидетельствовали положительная оценка персонажа А (собственный портрет) и негативная оценка персонажа В (вымышленный портрет). Испытуемые приписывали персонажу В такие личностные характеристики как безнравственную мотивацию, нецелеустремленность, отсутствие выраженного стремления к поставленной цели, антипатию со стороны окружающих, самодовольствие, неосознанность своих недостатков. Данным студентам свойственны также непонимание и отсутствие интереса к другому, что проявляется в формальных, безличных ответах на вопросы при описании персонажа В.
Таблица 1
Распределение студентов по показателям структурных компонентов самосознания (в %)
№ | Показатели структурных компонентов самосознания |
Студенты
негосударственного вуза |
Студенты
государственного вуза |
1. | Типы отношений: | ||
а) первый | 28,0 | 49,6 | |
б) второй | 56,2 | 36,0 | |
в) третий | 15,8 | 14,4 | |
2. | Уровень самооценки: | ||
а) адекватная | 33,4 | 37,5 | |
б) завышенная | 22,1 | 40,0 | |
в) заниженная | 44,5 | 22,5 | |
3. | Показатели УСК Ио | ||
а) экстерналы | 18,7 | 17,5 | |
б) минимальные | 34,6 | 21,8 | |
в) средние | 28,5 | 24,3 | |
г) максимальные | 18,2 | 36,4 | |
4. | Показатели УСК Ид | ||
а) минимальные | 38,8 | 17,5 | |
б) средние | 35,7 | 29,7 | |
в) максимальные | 25,5 | 52,8 | |
5. | Показатели УСК Ип | ||
а) минимальные | 61,2 | 10,8 | |
б) средние | 27,8 | 33,3 | |
в) максимальные | 11,0 | 55,9 | |
6. | Показатели УСК Им | ||
а) минимальные | 18,8 | 24,2 | |
б) средние | 50,9 | 29,0 | |
в) максимальные | 30,3 | 46,8 |
У студентов государственных вузов доминирующим является первый тип эмоционально-ценностного отношения (49,6 %). Эти студенты проявляют уважение, симпатию и близость к себе и к другим, о чем свидетельствовали следующие критерии: позитивная эмоциональная оценка личных качеств представленных персонажей, приписывание им высоких нравственных идеалов и черт, способность реализовать себя, а также понимание персонажа В и проявление к нему интереса. Как считает В.В. Столин, лица, которые относятся к первому типу, удовлетворены собой, у них высокий уровень развития эмоционально-ценностного отношения, что говорит об их социальной зрелости. Различия между рассмотренными группами студентов по типам эмоционально-ценностного отношения являются статистически достоверными (р < 0,05).
Далее в таблице приводятся данные, характеризующие самооценку студентов. Они позволяют определить уровень сформированности функций регуляции жизнедеятельности и психологического развития личности в целом.
Из таблицы видно, что основная часть студентов негосударственного вуза (66,6 %) имеет неадекватную самооценку, чаще всего заниженную (44,5 %). Заниженная самооценка свидетельствует о тревожности, нерешительности, неверии в себя, что отрицательно влияет на эффективность учебной деятельности, сужает круг интересов, тормозит развитие таких черт характера, как инициативность, доброжелательность, отзывчивость, чуткость. Студенты государственных вузов также имеют неадекватную самооценку (62,5 %). Однако наиболее характерной для них является завышенная самооценка (40 %). Эти студенты готовы ставить перед собой высокие цели, что способствует развитию инициативы, но вместе с тем они могут переоценивать себя и свои возможности в ситуациях, которые не дают для этого повода. Различия по данному показателю между студентами негосударственного и государственных вузов статистически незначимы (р > 0,05).
Показатели уровня субъективного контроля (УСК) общей интернальности, интернальности в области достижений и профессиональной сфере, как видно из представленных в таблице данных, у большинства студентов негосударственного вуза минимальные. Это свидетельствует о неуверенности в себе, недостаточной самостоятельности в решении разного рода жизненных задач, а также о низком уровне развития саморегуляции поведения. Низкие показатели УСК в области достижений говорят о том, что многие студенты не воспринимают себя в качестве причины собственных достижений или неудач, не верят в то, что они сами могут существенно повлиять на успешность собственной жизни и деятельности. Мы считаем, что основная часть студентов негосударственного вуза не обладает достаточно развитыми навыками самостоятельного принятия решений. Вместе с тем, согласно приведенным в таблице данным, значительная часть студентов (50,9 %) имеют средние показатели УСК в области межличностных отношений. Это свидетельствует о достаточно выраженной потребности в общении и аффилиации, которые проявляется в стремлении студентов к установлению и поддержанию хороших межличностных отношений.
В отличие от студентов негосударственного вуза, основная часть студентов государственных вузов имеют высокие показатели уровня субъективного контроля общей интернальности, интернальности в области достижений, профессиональной сфере и межличностных отношениях, что характеризует их как лиц, считающих себя причиной собственных достижений и неудач. Они склонны к принятию ответственности на себя и к достижению положительных результатов в будущем. По всем использованным шкалам различия между студентами обследованных вузов являются статистически значимыми (р < 0,05).
Исследование мотивационной сферы студентов проводилось по методике В.Э. Мильмана «Измерение структуры мотивации личности», которая позволяет давать производительно-потребительную интерпретацию характера и места различных классов потребностей и мотивов в структуре личности. Она строится на выделении пяти основных типов мотивационного профиля (прогрессивного, регрессивного, импульсивного, экспрессивного, уплощенного) и четырех типов эмоционального профиля личности студентов (стенического, астенического, смешанного стенического, смешанного астенического).
Таблица 2
Распределение студентов по характеру выраженности основных типов мотивации и эмоциональных профилей (в %)
Вузы | Типы мотивации | Типы эмоциональных профилей | ||||||||||||
Общежитейская | Учебная | |||||||||||||
прогрессивный | регрессивный | импульсивный | экспрессивный | уплощенный | прогрессивный | регрессивный | импульсивный | экспрессивный | уплощенный | стенический | астенический | смешанный стенический | смешанный
астенический |
|
Негосударственный | 21,2 | 5,5 | 35,7 | 23,7 | 13,9 | 23,0 | 10,9 | 33,7 | 21,5 | 10,9 | 25,4 | 16,4 | 37,6 | 20,6 |
Государственный | 39,1 | 6,1 | 23,5 | 21 | 10,3 | 45,7 | 6,3 | 20,6 | 18,2 | 9,2 | 52,1 | 9,5 | 20,1 | 18,3 |
Как видно из таблицы 2, у студентов негосударственного вуза чаще проявляется импульсивный тип общежитейской (35,7 %) и учебной мотивации (33,7 %). Этот тип характеризуется значительной дифференциацией и возможной конфронтацией различных мотивационных факторов внутри общей структуры личности. У студентов данного типа в большей степени выражено стремление к избеганию неудач, чем потребность в достижениях. Реакция на неудачи выражается в виде отрицательных эмоциональных переживаний, которые могут влиять на учебную активность, снижая ее.
Иная картина наблюдается в группе студентов государственных вузов. У них чаще проявляется прогрессивный тип общежитейской (39,1 %) и учебной мотивации (45,7 %), общий уровень развивающих мотивов превышает уровень мотивов поддержания жизнедеятельности. Студентов государственных вузов отличает более стойкое отношение к трудностям и неудачам, выраженная потребность в достижении цели и получения внутреннего удовлетворения от достигнутого. Все сказанное позволяет сделать вывод, что мотивация, связанная с учебной сферой, играет в структуре личности учащихся государственных вузов ведущую роль. Различия между группами студентов по показателям названной методики статистически значимы (р < 0,05).
Значимые различия были получены и при обследовании эмоциональных профилей студентов. Установлено (см. таблицу 2), что наиболее распространенным среди студентов негосударственного вуза является смешанный стенический тип профиля (37,6 %). Этот тип отличается стеничностью фрустрационного поведения и астеничностью эмоциональных предпочтений. Полученные нами данные свидетельствуют о меньшей склонности большинства студентов негосударственного вуза к активным, деятельным переживаниям и устойчивой, конструктивной, управляемой позиции в трудных ситуациях. Наибольшее число студентов государственного вуза (52,1 %) относится к стеническому типу, который характеризуется доминированием стеничности как в эмоциональных предпочтениях, так и в фрустрационном поведении, что говорит об эмоциональной стабильности, умении управлять собой.
Таким образом, результаты исследования по использованным нами психодиагностическим методикам показали, что на начальном этапе обучения личностно-профессиональное самосознание и мотивационная сфера студентов негосударственного вуза характеризуется следующими особенностями: низким уровнем развития эмоционально-ценностного отношения, повышенной тревожность, заниженными показателями уровня субъективного контроля и слабым мотивом достижения цели.
На протяжении обучения у студентов негосударственного вуза, также как и государственного происходят положительные изменения в содержательных и структурных характеристиках самосознания и мотивационной сферы, которые выражаются в изменении типа эмоционально-ценностного отношения, в уровне субъективного контроля общей интернальности, в области достижений, в сфере профессиональных и межличностных отношений, а также в изменении типов общежитейской и учебной мотивации, что обуславливает их личностный рост.
У студентов негосударственного вуза наиболее заметные изменения происходят к пятому курсу обучения (см. рис. 1). В содержательном плане эти изменения проявляются в том, что у основной части студентов наблюдается первый тип эмоционально-ценностного отношения, что свидетельствует о достижении ими достаточного уровня социального развития. Из рисунка видно, что в процессе обучения наблюдается также рост числа студентов, которые характеризуются высокими показателями уровня субъективного контроля общей интернальности, интернальности в области достижений, профессиональной сфере и межличностных отношениях. Практически это выражается в том, что с накоплением знаний и собственного опыта у студентов возрастает потребность в достижении поставленной цели, появляется интерес к своей будущей специальности, крепнет уверенность в себе, развиваются ответственность и социальная активность в разнообразных жизненных ситуациях.
Данные, характеризующие мотивационную сферу, также говорят о том, что у студентов в процессе обучения происходят положительные изменения в структуре общежитейской и учебной мотивации. Это выражается в превышении общего уровня мотивов развивающих над уровнем мотивов поддержания жизнедеятельности, усилении мотивов достижения, в стремлении реализовать себя. Подобные изменения происходят в силу того, что в ходе развития личности происходит перераспределение функциональных физических и волевых ресурсов, участвующих в активной деятельности личности. Полученные нами данные подтверждают, что обучение развивает учебную активность студентов, стимулирует стремление к учебной деятельности и к получению будущей специальности. Различия, выявленные у студентов первого и пятого курсов негосударственного вуза по показателям эмоционально-ценностного отношения, уровня субъективного контроля, типов общежитейской и учебной мотивации являются статистически достоверными (р < 0,05).
Рис. 1. Изменение структурных компонентов самосознания и мотивационной сферы у студентов в период обучения. Значения показателей: I – первый тип эмоционально-ценностного отношения; II – максимальные показатели УСК общей интернальности, III – максимальные показатели УСК в области достижений; IV – максимальные показатели УСК в профессиональной сфере; V – максимальные показатели УСК в области межличностных отношений; VI – прогрессивный тип общежитейской мотивации; VII – прогрессивный тип учебной мотивации.
Вместе с тем анализ полученных нами данных не выявил каких-либо положительных изменений в эмоциональном профиле личности студентов. Эти изменения носят скорее случайный характер. Основная часть студентов, как на младших, так и на старших курсах обучения, характеризуется смешанным стеническим типом профиля. Не обнаружено значительных изменений и в уровне самооценки. Большее число студентов и на первом, и на пятом курсе обучения, характеризуется неадекватной самооценкой. Устойчивость самооценки на протяжении обучения в вузе можно объяснить отсутствием резких изменений в условиях развития личности студентов. Сходство жизненных задач подросткового и юношеского возраста не создают условий для значительных изменений. Самооценка формируется значительно раньше периода обучения в вузе, и последующие влияния внешних и внутренних факторов могут значительно и не менять ее.
Корреляционный анализ связей между отдельными компонентами самосознания и мотивационной сферой показал, что становление личностно-профессионального самосознания и мотивационной сферы студентов старших курсов негосударственного вуза имеет такую же направленность, как и у студентов государственных вузов.
В целом, выполненное исследование подтвердило гипотезу о том, что студенты негосударственного вуза на младших курсах обучения имеют определенные психологические особенности в личностно-профессиональном самосознании и мотивационной сфере. Условия обучения в негосударственном вузе, также как и в государственных, позволяют мобилизовать потенциальные возможности студентов и обеспечить их личностный и профессиональный рост.
Н.Е. Горская