Психология

Особенности когнитивных стилей одаренных подростков с различной асимметрией полушарий головного мозга

Судакова Е.В.

Иркутский государственный педагогический университет, г. Иркутск, Россия

Исследовались различия когнитивных стилей «полезависимость-поленезависимость» и «гибкость- ригидность познавательного у контроля» у одаренных подростков с различной асимметрией больших полушарий головного мозга.

В нем приняли участие 89 человек. По результатам исследования было выявлено: среди одаренных 49% (21 человек) левополушарные испытуемые и 51% (22 человека) — правополушарные; среди обычных подростков 50% (23 человека) левополушарных и 50% правополушарных испытуемых.

Для исследования коэффициента интеллекта применялся Культурно-свободный тест на интеллект Р. Кэтгела. Для исследования моторной асимметрии использовались тесты, при выполнении которых одна из рук или ног более активна и быстра, чем другая. Предложенные Брагиной Н.Н. и Доброхотовой Т.А..

Для исследования когнитивных стилей были использованы две методики: тест включенных фигур Ротшильда и методика словесно — цветовой интерференции или Струп — тест, разработанная Дж.Струпом.

Сравнивались результаты выполнения методик, изучающих когнитивные стили у одаренных подростков и подростков со средним коэффициентом интеллекта. Затем две группы одаренных и обычных подростков были разделены на подгруппы по параметру межполушарной асимметрии.

Анализировались различия в группах одаренных лево- и правополушарных, обычных лево- и правополушарных подростков. А так же левополушарных одаренных подростков и со средним IQ, правополушарных одаренных и обычных подростков.

Были проведены качественный и статистический анализ данных. При обработке использовался непараметрические критерий Манна-Уитни.

Рассмотрим данные полученные в результате исследования когнитивного стиля «полезависимость- поленезависимость» (ПЗ-ПНЗ) у одаренных и обычных подростков.

У 53% одаренных подростков и 51% обычных такой полюс когнитивного стиля, как поленезависимость. В то время как для 47% одаренных и 49% обычных подростков характерен полюс — полезависимость.

Поленезависимые подростки при принятии решений более свободны от внешних референтов в отличие от подростков, у которых выражен стиль полезависимости. Поленезависиимые при принятии решений ориентируются на имеющиеся у них знания и опыт, а не на внешние ориентиры. А полезависимые более общительны и расположены к социальным контактам.

Перейдем к рассмотрению данных полученных в результате исследования когнитивного стиля «гибкость-ригидность познавательного контроля» у одаренных и обычных подростков.

Среди одаренных подростков для 58% характерен такой полюс когнитивного стиля, как гибкость познавательного контроля, для 16% — ригидность и для 26% испытуемых — сбалансированность.

Среди обычных подростков когнитивный стиль гибкость познавательного контроля встречается всего у 33% испытуемых, ригидность познавательного контроля у 30%, а сбалансированность для 37% подростков.

Таким образом, ригидный контроль свидетельствует о трудностях в переходе от вербальных функций к сенсорно-перцептивным в силу их низкой автоматизации. А гибкий контроль об относительной легкости такого перехода в силу высокой степени автоматизации.

При статистической обработке оценок, полученных при изучении когнитивного стиля «гибкость- ригидность познавательного контроля» одаренных и обычных подростков были выявлены статистические различия (Т= 1495.5 при р = 0.000). То есть, полученные данные свидетельствуют о том, что одаренные подростки являются более гибкими по сравнению с обычными.

Рассмотрим данные, полученные при исследовании когнитивного стиля «полезависимость-поле- независимость» у одаренных подростков и подростков со средним коэффициентом интеллекта с различной асимметрией больших полушарий головного мозга.

полезависимость-поленезависимость

Из данных табл. 1 видно, что одаренные с различной асимметрией полушарий получили примерно одинаковые баллы по методике тест включенных фигур Готшильда. У19% левополушарных одаренных подростков и 73% правополушарных одаренных выражен полезависимый когнитивный стиль. Ау 81% левополушарных и 27% правополушарных одаренных подростков выражен такой когнитивный стиль как поленезависимость.

Можно сказать, что у 24% левополушарных и 70% правополушарных подростков со средним коэффициентом интеллекта преобладает когнитивный стиль полезависимость. А у 76% левополушарных и 30% правополушарных обычных подростков выражен когнитивный стиль поленезависимость.

Можно отметить, что среди правополушарных подростков независимо от коэффициента интеллекта преобладают полезависимые. А среди левовополушарных подростков преобладают поленезависимые, т.е. они свободны от внешних референтов при решении задач, подростки ориентируются на имеющиеся у них знания и опыт, а не на внешние ориентиры, если они вступают в противоречие с их опытом.

При статистической обработке оценок, полученных при изучении когнитивного стиля «полезави- симость-поленезавсимость» между группами лево- и правополушарных одаренных подростков выявлены статистически значимые различия (Т = 619.0 при р = 0.000). Т.е. у большинства одаренных левополушарных подростков преобладает такой когнитивный стиль как «поленезависимость», а у одаренных правополушарных подростков преобладает «полезависимость».

При статистической обработке оценок, полученных при изучении когнитивного стиля «полезави- симость-поленезавсимость» между группами лево- и правополушарных подростков со средним коэффициентом интеллекта выявлены статистически значимые различия (Т = 427.0 при р = 0.013). Т.е. у большинства обычных левополушарных подростков преобладает когнитивный стиль как «поленезависимость», а у обычных правополушарных подростков — «полезависимость».

гибкость-ригидность познавательного контроля

У 57% левополушарных и 54% правополушарных одаренных испытуемых отмечается сбалансированность познавательного контроля. У 29% левополушарных и 23% правополушарных одаренных отмечается низкая интерференция, т.е. преобладает такой когнитивный стиль как гибкость. У 14% левополушарных и 23% правополушарных одаренных подростков отмечается высокая интерференция, и преобладает когнитивный стиль — ригидность.

У 74% левополушарных и 61% правополушарных обычных подростков преобладает ригидность познавательного контроля. У 13% левополушарных и 13% правополушарных одаренных отмечается когнитивный стиль — гибкость. У 13% левополушарных и 26% правополушарных одаренных испытуемых отмечается сбалансированность познавательного контроля.

Из данных видно, что у большинства одаренных подростков преобладает сбалансированность познавательного контроля, крайние полюса когнитивного стиля у них встречаются реже, чем у подростков со средним коэффициентом интеллекта... В то время как у подростков со средним коэффициентом интеллекта преобладает ригидный контроль, свидетельствующий о трудностях в переходе от вербальных функций к сенсорно-перцептивным в силу их низкой автоматизации.

При статистической обработке данных, полученных при изучении когнитивного стиля «гибкость- ригидность познавательного контроля» между группами левополушарных одаренных подростков и подростков со средним коэффициентом интеллекта выявлены статистически значимые различия (Т = 338.5 при р = 0.002). Т.е. левополушарные подростки со средним коэффициентом интеллекта более ригидные, чем одаренные. А у одаренных подростков выражен когнитивный стиль «гибкость познавательного контроля».

При статистической обработке данных, полученных при изучении когнитивного стиля «гибкость- ригидность познавательного контроля» между группами правополушарных одаренных подростков и подростков со средним коэффициентом интеллекта выявлены статистически значимые различия (Т = 416.0 при р = 0.042). Одаренные правополушарные подростки более гибкие, чем правополушарные подростки со средним коэффициентом интеллекта.

Таким образом, среди правополушарных подростков независимо от коэффициента интеллекта преобладают полезависимые. А среди левовополушарных подростков преобладают поленезависимые. У большинства одаренных подростков преобладает сбалансированность познавательного контроля, крайние полюса когнитивного стиля у них встречаются реже, чем у подростков со средним коэффициентом интеллекта… В то время как у подростков со средним коэффициентом интеллекта преобладает ригидный контроль.