Психология

Особенности конфликтного поведения у женщин

Данная проблема конфликтного поведения у женщин актуальна на сегодняшний день. К проблемам возникновения и эффективного разрешения конфликтов, проведения переговоров и поиска согласия проявляют огромный интерес не только профессиональные психологи и социологи, но и политики, руководители, педагоги, социальные работники, словом все те, кто в своей практической деятельности связан с проблемами взаимодействия людей. Наше общество оказалось не подготовленным к этой сложной ситуации. Ориентация на «бесконфликтное» развитие делало проблематику конфликтов не перспективной. Это привело не только к ее фактическому исключению из области ее научного исследования, но и к тому, что в обществе не сформировались механизмы работы с конфликтами. Попытки копирования опыта зарубежных конфликтологов, особенно в области социальных и производственных проблем не рассчитанного на универсальное приложение в любых социокультурных условиях оказываются малоуспешными.

Как у многих психологических понятий у конфликта имеется множество определений и толкований. Мы придерживаемся определения, данного конфликта как отсутствие согласия между двумя или

более сторонами, которые могут быть конкретными лицами или группами (Д.Г.Скотт). Каждая сторона делает все, чтобы была принята ее точка зрения или цель, и мешает другой стороне делать то же самое. Когда люди думают о конфликте, они чаще всего ассоциируют его с агрессией, угрозами, спорами, враждебностью, войной. В результате, бытует мнение, что конфликт — явление всегда нежелательное, что его необходимо, по возможности избегать и что его следует немедленно разрешать, как только он возникнет. Такое отношение четко прослеживается в трудах авторов, принадлежащих к школе научного управления.

Представители ранних школ управления, в том числе сторонники школы человеческих отношений (Э. А.Уткин), считали, что конфликт — это признак неэффективной деятельности организации и плохого управления. В наше время теоретики и практики управления все чаще склоняются к той точке зрения, что некоторые конфликты даже в самой эффективной организации при самых лучших взаимоотношениях не только возможны, но и желательны. Надо только управлять конфликтом. Роль конфликтов и их регулирования в современном обществе столь велика, что во второй половине XX в. выделилась специальная область знания — конфликтология. Большой вклад в ее развитие внесли социология, философия, политология и, конечно, психология.

Конфликты возникают практически во всех сферах человеческой жизни. Современная точка зрения заключается в том, что даже в женском коллективе или любой организации с эффективным управлением некоторые конфликты не только возможны, но даже могут быть и желательны. Конечно, конфликт не всегда имеет положительный характер. В некоторых случаях он может метать удовлетворению потребностей отдельной личности и достижению целей организации в целом. Конфликты существуют столько, сколько существует человек. Однако общепринятой теории конфликтов, объясняющей их природу, влияние на развитие коллективов, общества, нет, хотя имеются многочисленные исследования по вопросам возникновения, функционирования конфликтов, управления ими.

На сегодняшний день можно выделить три аспекта определения границ конфликта: пространственный, временной и внутрисистемный. Пространственные границы конфликта определяются территорией, на которой происходит конфликт и представлен в сознании человека в его семантическом пространстве.

Временные границы — это продолжительность конфликта, его начало и конец, которые также могут быть представлены субъективным переживанием ситуации конфликта.

Внутрисистемные границы конфликта — тесно связаны с четким выделением субъектов конфликта из всего круга его участников. Внутрисистемные пределы сложны и многообразны, так как границы конфликта в системе зависят от того, сколь широкий круг участников будет в него вовлечен. Следуя логике системного подхода, целесообразно использовать модель конфликта: «переменные — пространство — время ». Данная модель позволяет учитывать такие дихотомические показатели социальных явлений, как «устойчивое — изменчивое», «статическое — динамическое», «одномерное — многомерное». Опираясь на данный подход, мы определяем конфликт в исследовании как форму проявления противоречия, неразрешенного в прошлом или разрешаемого в настоящем, возникающего в ситуации, представлениями, осознаваемыми или неосознаваемыми участниками ситуации действиями, направленными на разрешение или снятие данного противоречия. Это определение позволяет перевести проблему конфликта на операционный уровень ее изучения.

Одним из центральных вопросов, требующих своего разрешения в исследовании конфликтов, является вопрос о причинах и факторах обуславливающих возникновение конфликтных ситуации и их перерастание в конфликт. Сложность изучения данного явления заключается в том, что исследователь не может проследить весь процесс возникновения и развития конфликтной ситуации. Среди исследователей существуют противоречия, связанные с тем, насколько устойчивыми, стабильными или же, наоборот, зависимыми от конкретных ситуаций взаимодействия рассматриваются детерминанты конфликта.

Тех, кто связывает конфликтность с образованиями, стабильными во времени, условно относят к исследователям диспозиционного подхода. Тех, кто склонен рассматривать конфликтное поведение личности как результат исключительного влияния ситуационных факторов, как не зависящее от внутреннего ментально — мотивационного, смыслового плана, относят к представителям ситуационного подхода.

В основе диспозиционного подхода лежат два утверждения, источником которых является повседневный социальный опыт. Согласно первому, в большинстве социальных ситуаций поведение разных людей различно. Второе гласит, что поведение конкретного человека в различных ситуациях можно предсказать достаточно точно. Эти утверждения способствовали появлению различных объяснительных моделей конфликтного поведения. Исследователи для удобство анализа предмета изучения часто разделяют конфликты на «внутренние» и «внешние». В первом случае отмечается противоречивость внутриличностных интенций (мотивов, личностных смыслов, ценностей), изучение которых велось в русле психоаналитического направления (3.Фрейд, К.Хорни, К.Юнг, А.Адлер, Э.Фромм). Во втором случае речь идет о конфликтном поведении личности в конкретной ситуации межличностного взаимодействия. Истоки исследований такого плана можно найти в рамках бихевиоризма (Дж. Тибо, Х.Хел- ли). Эксперименты по изучению конфликтного поведения впервые были предприняты Н.Миллером в 1944г. Он же разработал модель «стремления-избегания», главные идеи которой были заложены еще в трудах К. Левина (1935).

В зарубежной психологии поиски индивидуально психологических детерминант конфликтного поведения обусловлены тем, к какому теоретическому направлению в психологии принадлежит автор: трансактный анализ (Э.Берн), теория структурного баланса (Ф.Хайдер), ролевые теории и др. Анализирую психологическую литературу, где рассматриваются субъективные детерминанты возникновения конфликта, мы считаем целесообразным выделить ряд следующих положений. Важным в настоящее время в понимании социально психологического конфликта является положение об объективно субъективном характере возникновения социальных явлений. Основными детерминантами межличностных конфликтов является социальная сфера, в которой взаимодействуют участники конфликта и их индивидуально-психологические особенности. В качестве субъективной детерминанты разные авторы называют различные аспекты личности: аттитюд, мотивы и психические состояния. Данный подход интересен тем, что разработаны оригинальные планы исследований, разные игры «с переговорами», сочетающиеся с предварительным отбором испытуемых с определенными мотивациями. Ситуационный подход акцентирует внимание на анализе отдельных стратегий, прямо не связанных с личностью. Это позволяет учитывать легкость изменения поведения в зависимости от ситуации и в большей степени акцентировать внимание на адекватности и эффективности той или иной тактики и стратегии. Данный подход в исследовании конфликтов был реализован, прежде всего, в бихевиористской традиции, сделавший акцент на внешние детерминанты их возникновения.

Предметом изучения ситуационных подходов, в исследовании конфликтов стали внешне наблюдаемые конфликты и их поведенческие параметры. В рамках ситуационных представлений конфликт есть форма реакции па внешнюю ситуацию. Наибольший вклад в изучении ситуационной детерминации конфликта внес М.Дойч, который определяет конфликт как следствие объективного столкновения интересов противоположных сторон. Таким образом, причинная связь действует в обоих направлениях между внутренними характеристиками и внешним конфликтом скорее, чем просто от внутренних характеристик к природе конфликтного процесса. Внутренние потребности участников конфликта могут порождать конфликтные отношения, которые, в свою очередь, могут генерировать потребности сторон, и в дальнейшем сохранять конфликт.

Разрешение конфликта связано с изменением конфликтной ситуации, а способы разрешения — со способами изменения конфликтной ситуации. Не всегда выгодно прерывать течение конфликта, когда конфликтная ситуация сохраняется, а взаимодействие оппонентов только на время прекращается. Это происходит тогда, когда возможность манипуляции над объектом ограничивается для всех оппонентов. Такой конфликт нельзя считать разрешенным, ибо он может возникнуть в любой момент с новой силой: неразрешенный конфликт порождает новые конфликтные ситуации с новыми оппонентами; между оппонентами возникает и укрепляется чувство неприязни, они превращаются в противников. Конфликты относятся к числу социальных явлений, границы которых расплывчаты и четко не просматриваются. Любой конфликт имеет множество сторон, аспектов, что требует комплексного подхода к его изучению. При анализе конфликтных ситуаций практически неустранимы идеологические и ценностные ориентации или даже предвзятость исследователя, обусловленная его научными интересами.

Предотвращая отрицательные последствия конфликтов, очень важно учитывать тип темперамента конфликтующих: холерик отличается повышенной возбудимостью; меланхолик долго помнит и переживает обиду; флегматик труднодоступен для убеждения; сангвиник легко успокаивается, но ему также бывает трудно сдерживать свои эмоции.

Конфликтное поведение может рассматриваться и в женском коллективе. К примеру, при изучении стратегии поведения в конфликтной ситуации женщины считают компромисс — не самый оптимальный выход при неравноценности личностных позиций и результатов. При компромиссе действия участников направлены на поиски решения за счет взаимных уступок, на выработку промежуточного решения, устраивающего обе стороны, при котором особо никто не выигрывает, но и не теряет. А в последнюю очередь женщины предпочитают такое конфликтное поведение как избегание. Это может быть обусловлена неуверенностью в себе и страхом, то есть избегание может выражаться в молчании, индифферентном отношении, отказе от ответа, обиженном уходе, демонстративном невнимании.

Тараканова Е.А.

Литература

  1. Бородкин Ф.М., Коряк Н.М. Внимание: конфликт! Новосибирск.,
  2. Скотт Д. Г. Конфликты, пути их преодоления. Киев,
  3. Уткин Э.А. Конфликтология: теория и практика. М., 1998.
  4. Шаленко В. П. Конфликты в трудовых коллективах. М.,
  5. Шейнов В.П. Конфликты в нашей жизни и их разрешения. Минск, 1996.