Дипломная работа по психологии

Особенности креативности младших подростков в зависимости от школьной успеваемости

Тема: ОСОБЕННОСТИ КРЕАТИВНОСТИ МЛАДШИХ ПОДРОСТКОВ В ЗАВИСИМОСТИ ОТ ШКОЛЬНОЙ УСПЕВАЕМОСТИ

Страницы: 81

Содержание
Введение
Глава 1 Проблема креативности в психологической литературе
1.1 Определение понятия «креативность»
1.2 Характеристика качеств креативности
1.3 Особенности школьной успеваемости младших подростков
1.4 Выводы
Глава 2 Эмпирическое исследование креативности в зависимости от успеваемости младших подростков
2.1База и методы исследования
2.2 Анализ результатов
2.3 Выводы
Глава 3 Развитие креативности младших подростков
3.1 Цели и задачи программы развития креативности
3.2 Структура программы
3.3 Выводы
Заключение

Актуальность темы. Креативность — это способность к творчеству, способность порождать необычные вещи, придумывать, находить, видеть мир как-то по особенному. Это творчество, которое полезно и на работе, и в жизни. Креативный человек — это выдумщик. Это тот, кто придумывает и фантазирует, делая жизнь ярче, интереснее, превращая всё во что-то новое, неповторимое.
Креативность — это, прежде всего отображение сущности человека, его отношения к окружающему миру, его желания, мечты, чувства, которые двигают человечество вперёд ни смотря, ни на что. В основе креативности лежит открытость к возможностям мира. Креативно направленная личность более открыта для получения внешней информации, она переживает проблемы мира, как свои, её энергия не терпит смирения, ищет выход, пути решения.
Актуальность данной дипломной работы состоит том, что в современных социокультурных условиях, когда идет процесс непрерывного реформирования, кардинального изменения всех общественных институтов, умения неординарно мыслить, творчески решать поставленные задачи, проектировать предполагаемый конечный результат приобретают особую значимость.
Важно отметить, что предпосылки к дальнейшему творческому развитию и саморазвитию личности закладываются в детстве. В этой связи возросшие требования предъявляются к начальным этапам становления личности ребенка, развитию его креативного потенциала, что особенно ярко проявляется к младшему подростковому возрасту. Исследований по проблеме развития креативности детей младшего подросткового возраста и ее связи со школьной успеваемостью, крайне мало. Все вышеизложенное и определило тему дипломного исследования.
Целью данной работы является: изучение особенностей креативности младших подростков в зависимости от уровня школьной успеваемости.
В процессе приближения к цели встали следующие задачи:
1. Теоретический анализ литературы по проблеме исследования.
2. Выявить особенности креативности младших подростков.
3. Определить уровень школьной успеваемости подростков.
4. Выявить взаимосвязи между уровнем креативности и уровнем школьной успеваемости подростков.
Объект исследования – креативность.
Предмет исследования – особенности креативности младших подростков в зависимости от уровня школьной успеваемости.
Гипотеза. Мы предполагаем, что уровень школьной успеваемости младших подростков зависит от уровня их креативности. При этом нами было принято допущение, что дети с высоким уровнем успеваемости имеют высокий уровень креативности и наоборот, дети с низкой успеваемостью имеют соответствующий уровень креативности.
Методы исследования. В качестве методов исследования нами были выбраны следующие: тестирование, беседа, анализ продуктов деятельности, наблюдение. Нами были использованы известные тесты на креативность П. Торренса « Закончи рисунок» и « Вербальная креативность» .
База исследования. В качестве базы исследования выступил МОУ Новоильинский агротехнический лицей. В исследовании принимали участие учащиеся 7-ых классов в количестве 40 чел, из которых 18 мальчиков и 22 девочки.
Практическая значимость данной дипломной работы заключается в том, что результаты исследования можно использовать в работе психологов и преподавателей с младшими подростками.
Методологическое обоснование.