Значение локуса контроля в активности личности сложно переоценить, особую роль он имеет в профессиональной деятельности. Уровень интернальности определяет ответственность личности в труде и во многом связан с удовлетворенностью жизнью в целом.
Но особое значение локус контроля имеет в профессиях типа «Человек — Человек». В частности, в профессиональной деятельности психолога уровень интернальности определяет саму возможность оказания помощи клиенту, а также вопрос сохранения целостности личности психолога в процессе длительной профессиональной практики.
Целью нашей работы является изучение особенностей локуса контроля у студентов факультета психологии на разных курсах обучения.
Впервые понятие «локус контроля» ввел американский психолог Дж. Роттер для различения людей в зависимости от того, где они локализуют контроль над значимыми для себя событиями.
Существует два крайних типа локуса контроля: интернальный и экстернальный. В первом случае человек считает, что происходящие с ним события, прежде всего, зависят его личных качеств. Во втором случае человек убежден, что его успехи и неудачи являются результатом внешних сил.
Исследование локуса контроля проводилось по методике «Диагностика парциальных позиций интернальности — экстернальности личности» (Е.Ф. Бажин, Е.А. Голынкина, А.М. Эткинд) на базе Сибирского института Права и Экономики Управления, на факультете психологии среди студентов I — го, II — го, III — го и IV — го курсов. Полученные данные представлены в Таблице № 1.
Мы предлагаем описание результатов по выраженности локуса контроля у студентов факультета психологии: студенты I — го курса обладают экстернальным локусом контроля по шкале общей интернальности, т.е. большая часть учащихся I — го курса считает, что их успехи и неудачи являются результатом внешних факторов, Атак же экстернальным локусом контроля испытуемые обладают по шкале интернальности в области производственных отношений, это указывает на склонность испытуемых приписывать свои действия на производстве внешним обстоятельствам, а не собственным усилиям и особенностям. Кроме того, для учащихся I — го курса характерна экстернальность в области межличностных отношений, это говорит о том, что данные студенты не считают себя способными активно формировать круг общения. Так же достаточно высокие показатели экстернальности студенты I — го курса демонстрируют, по шкале интернальности в отношении здоровья и болезни это свидетельствует о том, что данные студенты склонны считать здоровье и болезнь результатом случая.
Интернальным локусом контроля учащиеся I — го курса факультета психологии обладают по шкале интернальность в области семейных отношений, т.е. эти студенты считают себя ответственными за события в своей семейной жизни.
Учащиеся II — го курса имеют экстернальный локус по шкале общей интернальности, т.е. испытуемые уверенны в том, что большинство происходящих с ними событий является результатом внешних факторов. Так же экстернальным локусом контроля испытуемые обладают по шкале интернальности в области неудач, это говорит о том, что студенты склонны приписывать свои неудачи, внешним обстоятельствам. Кроме того, для учащихся II — го курса свойственна экстернальность в отношении здоровья и болезни это значит, что данные студенты не испытывают ответственности за состояние своего здоровья, а так же экстернальность по шкале интернальности в области семейных отношений, что говорит о том, что эти студенты считают не себя, а своих партнеров причиной значимых ситуаций, возникающих в семье. Так же экстернальными являются показатели по шкале межличностных взаимоотношений, они свидетельствуют о том, что испытуемые склонны рассматривать неформальные отношения как результат действия своих партнеров. Самые высокие показатели экстернальности у студентов II — го курса по шкале интернальности в области производственных отношений, т.е. данные студенты склонны считать свои профессиональные достижения и неудачи следствием внешних независящих от них обстоятельств.
Интернальный локус контроля испытуемые имеют по шкале интернальности в области достижений, следовательно, данные студенты считают, что всего хорошего, что было и есть в их жизни, они добились сами.
Студенты III — го курса обладают экстернальным локусом контроля по шкале общей интернальности, это говорит о том, что данные студенты не видят связи между своими действиями и значимыми для них жизненными событиями. Атак же по шкале интернальность в области неудач, т.е. склонны приписывать свои неудачи скорее внешним обстоятельствам, чем собственным ошибкам. По шкале интернальности в производственных отношениях учащиеся III — го курса так же демонстрируют экстерналь- ный локус контроля, это указывает на уверенность данных студентов в том, что результаты их производственной деятельности зависят в первую очередь от внешних факторов производства. Кроме того, для учащихся III — го курса характерна экстернальность в области межличностных отношений, т.е. данные студенты не чувствуют ответственности за свои межличностные отношения. В отношении здоровья и болезни испытуемые так же имеют экстернальный локус контроля, что указывает на склонность студентов считать здоровье и болезнь результатом действий внешних, не зависящих от них обстоятельств.
По шкале интернальности в области достижений студенты III — го курса обладают интернальным локусом контроля, что говорит о высоком уровне контроля над эмоционально-положительными событиями и ситуациями. Так же интернальным является локус контроля в области семейных отношениях, т.е. эти студенты считают, себя ответственными за события своей семейной жизни.
Учащиеся IV — го курса имеют экстернальный локус контроля по шкале общей интернальйости, что свидетельствует о том, что данные испытуемые не видят связи между своими поступками и важными для них событиями жизни. А так же по шкале интернальности в области неудач, это говорит о том, что данные испытуемые склонны приписывать неудачу внешним обстоятельствам. Кроме того, для студентов IV — го курса свойственна экстернальность в области производственных отношений, что свидетельствует об убеждённости этих студентов в том, что результаты их производственной деятельности зависят в первую очередь от внешних факторов производства, а не от их собственных усилий. Эк- стернальным так же является локус контроля данных студентов по шкале интернальности в области межличностных отношений, т.е. студенты рассматривают свои отношения как результат действия своих партнеров и не чувствуют своей ответственности за эту сторону жизни. По шкале интернальности в области болезни и здоровья локус контроля испытуемых так же экстернальный, это говорит о том, что данные студенты не чувствуют себя ответственными за своё здоровье, а болезнь считают результатом внешних обстоятельств.
По шкале интернальности в области достижений учащиеся IV — го курса обладают интернальным локусом контроля, это свидетельствует о том, что данные испытуемые считают собственные усилия основной причиной своих достижений. Интернальным так же является локус контроля, в области семейных отношений, т.е. эти учащиеся, считают себя ответственными за гармонию в своих семейных отношениях.
Сравнивая результаты исследования разных курсов факультета психологии, мы выявили следующую закономерность — чем старше курс, тем выше интернальность в области достижений и ниже ин- тернальность в области неудач, мы можем предположить, что причинами этих изменений является, приобретение психологических знаний, изменение социального положения студентов, появление новых семейных ролей и др.
Изменения в области интернальности неудач позволяют личности избежать излишней тревожности, и чувства вины, и с другой стороны повышение показателей по шкале интернальности достижений, соответствует большему удовлетворению своими успехами, что стимулирует дальнейшую успешную деятельность и веру в собственные силы.
Литература
- Бубнова С.С. «Исследования индивидуальной структуры ценностных ориентаций личности. Психологический анализ учебной деятельности», Психологический журнал Москва. 1991г.
- Крысько В.Г. «Социальная психология: словарь-справочник», Минск, «Харвест», 2004 г.
- Степанов С.С. «Популярная психологическая энциклопедия», Москва «Эксмо» 2005.
- Чистяков Н.Н., Захаров Ю.А., Новикова Т.Н., Белюк Л.В. «Профессиональная ориентация молодежи». Кемерово КГУ, 1988.