Психология

Особенности механизмов психологической защиты и копинг-стратегий у студентов с разным уровнем интеллекта

В различных психологических исследованиях предприняты попытки установить взаимозависимость интеллекта и личностных черт. Так, проводились исследования по выявлению связей между уровнем интеллекта и различными личностными характеристиками, экстра/интроверсией, эмоциональностью и другими факторами. Причем, результаты, полученные разными авторами, часто противоречат друг другу. В настоящее время проблема взаимосвязи когнитивных процессов с личностной сферой остается мало разработанной. Однако потребность в подобного рода исследованиях остается острой.

В центр проводимого нами исследования мы поставили проблему взаимосвязи интеллекта с процессами интрапсихической адаптации личности. Под интрапсихической адаптацией мы, вслед за другими авторами, понимаем процессы, которые помогают человеку справляться с негативными переживаниями, невыносимыми аффектами, стрессовыми ситуациями.

В психологической литературе эти процессы известны как механизмы психологической защиты и копинг-стратегии. При этом защитные механизмы понимаются как неосознанные реакции с помощью которых человек справляется с чувством тревоги, конфликтами и другими ситуациями, переживаемыми как опасные. Копинг-поведение рассматривается как сознательные усилия личности, предпринимаемые для совладания со стрессовой ситуацией.

Нами была выдвинута гипотеза о том, что у людей с разным уровнем интеллекта существуют некоторые отличительные особенности в сфере защитных и совладающих стратегий. Гипотеза основывается на том, что в работе вышеперечисленных процессов задействованы различные когнитивные процессы.

В ходе нашего исследования мы протестировали 415 студентов иркутских вузов. При этом были использованы следующие методики:

  1. Тест «Индекс жизненного стиля» Плутчика, Келлермана.
  2. Опросник копинг-стратегий, адаптированный Никольской и Грановской.
  3. Тест интеллекта Р. Кеттела.
  4. Тест «опросник защитного стиля» Бонда, Висли.

По результатам теста интеллекта Кеттела мы выделили три группы студентов: среднеинтеллектуальных (IQ-85-109), высокоинтеллектуальных (IQ-110-129) и интеллектуально-одаренных (IQ-130-145).

Проанализируем, какие защиты преобладают у студентов с разным уровнем интеллекта в том порядке как они защиты представлены в опроснике «Индекс жизненного стиля»: вытеснение, регрессия, замещение, отрицание, проекция, компенсация, реактивное образование, рационализация.

Напряженность механизма вытеснения выше всего у интеллектуально-одаренных студентов. Мы можем говорить, что эти испытуемые чаще вытесняют неприятную для себя информацию, что равносильно ее забыванию. Более высокий уровень вытеснения можно объяснить высоким энергетическим потенциалом высокоинтеллектуальных людей, так как вытеснение является самой мощной защитой и требует большого количества энергии на свое поддержание.

К механизму регрессии интеллектуально-одаренные прибегают реже, чем остальные студенты. Этот механизм больше характерен для лиц со средним и высоким интеллектом. Регрессия – это переход к менее сложным способам реагирования на стресс, которые были характерны в детстве. В целом регрессивное поведение проявляется капризами, истериками, уходом в болезнь.

Напряженность механизма замещения фактически не зависит от уровня интеллекта. Этот механизм больше связан с половыми различиями. Замещение реакции чаще используют юноши.

Напряженность отрицания незначительно снижается с ростом интеллекта. Этот механизм проявляется как отрицание тревожного смысла информации. Возможно, с ростом интеллекта происходит некоторая «проблематизация» происходящих событий, акцентирование на негативном компоненте ситуации.

Проекцию среднеинтеллектуальные и высокоинтеллектуальные студенты используют достоверно чаще интеллектуально-одаренных. Проекция – это смещение психического явления вовне, в ходе которого происходит неосознанное уподобление окружающих людей себе, своему внутреннему миру. Под влиянием проекции формируется враждебное восприятие мира. Следовательно, мы можем предположить, что интелектуально-одаренным студентам меньше других свойственна враждебность и подозрительность, перекладывание ответственности на обстоятельства и других людей.

Компенсация чаще всего используется среднеинтеллектуальными и реже всего интеллектуально-одаренными. Компенсация – это отвлечение от одной проблемы с помощью переключения деятельности в другую область. Это может быть как приобретение вещей, так и работа и другие формы компенсации.

Использование механизма реактивного образования фактически не зависит от уровня интеллекта. По нашим данным обращение чувства в его противоположность, т.е. реактивное образование, предпочитают использовать девушки.

Мы выявили, что разница в напряженности рационализации фактически не заметна в разных интеллектуальных группах. Во всех группах она стоит на втором месте по частоте использования. Соответственно испытуемые независимо от уровня интеллекта одинаково часто прибегают к логическому обоснованию своих поступков. Напряженность механизма рационализации с ростом интеллекта сначала снижается, а затем повышается. Сложно объяснить нелинейный характер такой связи.

Теперь рассмотрим различия в использовании копинг-стратегий студентами с разным уровнем интеллекта.

Так, стратегия «Рисую, пишу, читаю что-нибудь» используется интеллектуально-одаренными в два раза чаще, чем другими. Она является очень эффективной для этих студентов. Занятия рисованием, чтением, письмом носят как отвлекающий, так и творческий характер.

Кроме подобной творческой деятельности, интеллектуально-одаренные больше склонны к переключению внимания на какую-либо деятельность. Например, они чаще других используют стратегию «Делаю что-то по дому, на даче».

К стратегии «Стараюсь расслабиться, оставаться спокойным» интеллектуально-одаренные прибегают в 1,5 раза чаще, чем среднеинтеллектуальные студенты. Этот способ попадает у них в число наиболее эффективных. По данным И.М. Никольской и Р.М. Грановской, эту стратегию предпочитают уравновешенные, добросовестные, расслабленные люди. Мы можем предположить, что интеллектуально-одаренным присущи эти черты. Главной особенностью этой стратегии является понимание человеком того, что он способен произвольно расслабиться в стрессовой для него ситуации. Использование данной стратегии согласуется с данными о том, что интеллектуально-одаренные чаще других используют механизм вытеснения, т.е. способны сознательно отключаться от проблем.

Также гораздо чаще остальных интеллектуально-одаренные используют стратегию «играю во что-нибудь». Эта стратегия носит отвлекающий характер. Кроме того, в игре представлены вытесненные желания, которые благодаря многократному повторению и удовлетворению в игре, перестают быть невыносимыми. Игра позволяет самоутвердиться, т.к. игровой ситуацией можно управлять.

Такой способ снятия напряжения, беспокойства как «говорю с кем-нибудь» интеллектуально-одаренные используют в два раза меньше, чем другие испытуемые. Эта же группа испытуемых на порядок реже использует стратегию «обнимаю, прижимаю кого-то близкого или глажу животное».

Из этого следует, что интеллектуально-одаренные реже других используют способы социального взаимодействия при столкновении с трудными ситуациями и переживаниями. Мы можем предположить, что это обусловлено наличием трудностей в общении, большей закрытости интеллектуально-одаренных студентов. Ряд авторов подтверждают такие особенности характера у интеллектуально-одаренных и даже относят их к группе риска (Е. Торренс, М.А. Холодная, Л.И. Ларионова).

Следует, наверное, обратить внимание на то, что стратегия «Смотрю ТВ, слушаю музыку» является одной из самых популярных и эффективных для студентов независимо от уровня интеллекта. Кроме отвлекающего характера этот способ позволяет идентифицировать себя с героями фильмов, передач, проживать с ними перипетии сюжета, достигая катарсиса.

Такую стратегию, как «Говорю сам с собой», испытуемые разного уровня интеллекта используют фактически с одинаковой частотой. Однако более всего, она помогает интеллектуально-одаренным. Видимо, частично диалог с самим собой компенсирует то, что интеллектуально-одаренные меньше говорят о проблемах с другими. Хотя и для них этот способ является не очень эффективным.

Интеллектуально-одаренные чаще остаются сами по себе, одни в неприятной ситуации. Испытуемые других подгрупп реже используют этот способ. Вероятно, им проще совладать со стрессом, не уединяясь, а, например, разделив переживания с другими людьми.

Стратегия «Думаю о случившемся» весьма популярна у испытуемых всех подгрупп. Однако помогает она больше всего интеллектуально-одаренным студентам.

Интеллектуально-одаренные гораздо реже других испытуемых прибегают к эмоциональной разрядке через слезы. Это опять-таки свидетельствует о более высоком вытеснении у этих испытуемых.

Итак, еще раз подчеркнем основные различия в использовании защитных и совладающих механизмов испытуемыми с разным уровнем интеллекта.

Так, интеллектуально-одаренные испытуемые больше склонны к бессознательным защитным механизмам вытеснения и реже других используют регрессию, проекцию и компенсацию.

Напряженность таких механизмов как замещение, отрицание, реактивное образование, рационализация в разных интеллектуальных группах фактически одинакова. Эти защиты больше связаны с другими факторами, например половыми различиями.

Что касается копинг-стратегий, то интеллектуально-одаренные предпочитают стратегии отвлекающего, либо творческого характера. У них хорошая способность к произвольному расслаблению в психотравмирующей ситуации. А также они реже других прибегают к способам социального взаимодействия с окружающими людьми для снятия внутреннего дискомфорта и напряжения.

Среднеинтеллектуальные и высокоинтеллектуальные испытуемые в сложных ситуациях чаще, чем интеллектуально-одаренные, прибегают к социальному взаимодействию (разговор с другими людьми, телесный контакт с близкими), к эмоциональной разрядке через слезы, успокаивают себя с помощью еды, питья, лекарств, стараются забыть о неприятностях.

Действительно, как мы и предполагали у людей с разным уровнем интеллекта имеются отличительные особенности в использовании защитных и совладающих стратегий. Одни защиты находятся в статистически значимой зависимости от уровня интеллекта, другие в меньшей степени зависят от интеллекта, или вообще связь между ними и интеллектом отсутствует. То же самое можно сказать и о копинг-стратегиях. Соответственно, лишь часть процессов интрапсихической адаптации личности находится во взаимосвязи с уровнем интеллекта. Поэтому можно сказать, что наша гипотеза подтвердилась частично.

А.А. Даниленко