Тема получения информации у персонала очень актуальна в наше время. Время процветания рыночной экономики и информационных технологий. Требуется организовать комплексную защиту информации на предприятии. Очень важным моментом является подбор и расстановка кадров (персонала). Для должного обеспечения защиты деятельности работников, должна быть проведена специальная подготовка персонала по работе с конфиденциальной информацией и её защите. Чтобы знать, что защищать мы должны определить возможные угрозы, каналы утечки информации, кому и с какой целью нужны защищаемые сведения. Отсюда становятся известными методы получения (добывания) информации у персонала, как основного источника конфиденциальной информации на предприятии.
Информацию принято считать ценной лишь тогда, когда ее можно использовать, причем полезность информации сильно зависит от ее полноты, точности и своевременности. Следует конкретно различать и не путать: факты (данные), мнения (личностные предположения), информацию (аналитически обработанные данные).
Осознав, что вам необходима информация, проясните для себя следующие вопросы:
- Что надо узнать?
- Где (и в каком виде) может быть желаемая информация?
- Кто ее может знать или достать?
- Как (и в каком виде) ее можно получить?
Четкие ответы на начальные вопросы обеспечивают понимание последнего, техника решения которого зависит как от существующих внешних условий, так и от ваших знаний, воли, опыта, возможностей и изобретательности.
Главными носителями перспективных материалов всегда являются:
– знающие люди;
– документы;
– средства беспроводной и проводной связи (телефоны, телефаксы, радиостанции и т.д.);
– электронные системы обработки информации (компьютеры, электрические пишущие машинки и т.д.);
– разные отслеживаемые факторы (поведение, разговоры, результаты
действий).
Выйдя на тот или иной источник информации, требуется четко просчитать:
– его наличные и потенциальные возможности;
– допустимые пределы использования;
– степень его надежности.
Человек является одним из основных источников информации. В качестве используемого объекта может выступать любое перспективное лицо – член враждующей группировки, единичный игрок, контактер, союзник и др., – обладающее любопытной информацией. Знающими лицами, в частности, считаются те, кто бесспорно обладает (или может обладать) нужной информацией
Так как всякий индивид в демонстрируемом поведении направляется определенными побуждениями, понимание таковых дает возможность подобрать к нему ключи и в итоге получить необходимые данные. О мотивах некоего человека узнают путем его изучения, причем следует учитывать и степень выраженности (очень сильно, довольно сильно, слабо) этих побуждений.
Воздействовать на ум и поведение человека можно различными путями, одни из которых требуют лишь специфичной подготовленности специалиста (убеждение, внушение, подкуп и т.д.), а другие – еще и специальной аппаратуры (технотронные приемы, секс-мероприятия, зомбирование…).
Методы прицельного влияния могут быть щадящими (внушение и т.д.) и агрессивными (шантаж), простенькими (запугивание…) и изощренными (зомбирование и т.д.), трудно уловимыми (нейролингвистическое программирование и т.д.) и дополняющими (фармакоуправление и т.д.).
Выбор применяемой методики зависит от:
– реальной уязвимости объекта (черт его характера, эпизодов биографии, наличной ситуации и т.д.);
– цели намечаемого воздействия (изменение мышления, привлечение к сотрудничеству, получение информации, одноразовое содействие, воспитывающее наказание и т.д.);
– собственных возможностей (обладание временем, умением, знанием, те- хаппаратурой, должными химпрепаратами, компетентными помощниками и т.д.);
– персональных установок исполнителя (его уровня моральной допустимости…).
Особенность методов добывания информации заключается в правильном анализе информационного объекта. Чтобы управлять личностью, нужно определить каким именно способом нужно и можно на неё воздействовать. Существуют различные способы воздействия:
– убеждение;
– внушение;
– гипноз;
– нарковоздействие;
– секс-мероприятия;
– технотронные методики;
– зомбирование;
– подкуп;
– шантаж компроматом;
– запугивание;
– пытка.
Естественно, чтобы воздействовать на человека, нужно также изучить его личностные психологические качества, чтобы провести результативное общение (получить нужные сведения). Следует обращать внимание на:
- мимику лица;
- взгляд и глаза;
- позу и ее детали;
- жесты и телодвижения;
- интонацию голоса;
- особенности лексики;
- непроизвольные реакции;
- фоновое настроение;
- микроколебания настроения.
Разобравшись в психологии зондируемого объекта и отметив управляющие им мотивы, можно выйти на конкретные приемы и методики, способные «расколоть» определенного человека. Никогда не торопитесь получить от объекта максимальный объем информации в минимальный срок (конечно, все зависит от ситуации и самого объекта). Это может «спугнуть», в итоге вы потеряете возможный источник информации. Тщательно подходите к изучению личности, физического и эмоционального состояния личности.
Е.Ю. Фетисова