Курсовые работы по психологии

Особенности межличностного общения у подростков — учеников

Тема: ОСОБЕННОСТИ МЕЖЛИЧНОСТНОГО ОБЩЕНИЯ У ПОДРОСТКОВ — УЧЕНИКОВ

Страницы: 44

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ 3
Глава I. Теоретические подходы к изучению понятия социальная перцепция в межличностном общении………………………………………….5
1.1. Соотношение изученности проблемы общения в отечественной и зарубежной психологии 5
1.2. Понятие и структура социальной перцепции………………………………..10

1.3. Социальная перцепция как аспект общения…………………………………20

1.4. Особенности межличностного общения в подростковом возрасте 22
1.5. Характеристика личностных особенностей подростков 26
1.6. Выводы 32
ГлаваII. Изучение межличностного общения в подростковом возрасте….33
2.1. База, методология и методы исследования 33
2.2. Результаты исследования и их интерпретация 37
2.3 Выводы 42
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 43
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 44

ВВЕДЕНИЕ

Человек — существо социальное. Включенность личности в общественные отношения обуславливает тезис о первостепенной роли социального общения в этом процессе. Подростковый возраст традиционно считается самым трудным в воспитательном отношении. Чаще всего трудности подросткового возраста связывают с половым созреванием. В решении сложных задач воспитания личности значительная роль принадлежит изучению умения личности общаться.
Подростковый возраст — это время, когда человек впервые задумывается над жизненно важными для себя вопросами: о смысле жизни, о своем месте в ней. С наступлением подросткового возраста создается ситуация, когда представление о том, что есть «Я», перестает быть самоочевидным. Подросток как бы заново познает себя, определяет свои возможности. В подростковом возрасте наблюдается высокая потребность в общении среди подростков, наряду с низкими коммуникативными и организаторскими навыками. Поэтому, для того чтобы в будущем личность была всесторонне развита, необходимо развивать навыки общения.
Значение общения в жизни подростков огромно и продолжает расти, от него все в большей мере зависят успешность профессиональной деятельности, активность в общественной жизни и, наконец, личное счастье каждого. Общение — основа межличностных отношений, которые являются наиболее приоритетным видом общения у подростков.
Принимая, во внимание все вышесказанное нами была определена тема проблемы особенностей межличностного общения подростков.
Объектом нашего исследования является подросток (подростковый возраст).
Предметом нашего исследования является — роль социальной перцепции в межличностном общении подростков.
Цель нашего исследования — выявить характерные особенности социальной перцепции в межличностном общении в подростковом возрасте.
Исходя из поставленной цели, нами были определены следующие задачи:
1) изучение теоретического материала по проблеме общения в подростковом возрасте;
2) выделение и изучение психологических особенностей общения подростков;
3) проведение исследования процессов межличностного общения среди подростков 13-14 лет, с целью выявления особенностей социальной перцепции в межличностном общении детей подросткового возраста;
4) анализ и обобщение результатов исследования.
Гипотеза нашего исследования — в подростковом возрасте особенностью общения является эмпатийность чувств и альтруистический тип отношения к окружающим.
База исследования. Исследование проводилось на базе МОУ средней школы № 65 г. Иркутска. В исследовании приняли участие 26 подростков, учащиеся 8-х классов. Возрастной диапазон испытуемых составил — 13 — 14 лет.
Структура работы: наша работа состоит из введения, двух глав, выводов по каждой главе, заключения и списка используемой литературы.