Курсовые работы по психологии

Особенности межличностного общения у подростков — учеников

Тема: ОСОБЕННОСТИ МЕЖЛИЧНОСТНОГО ОБЩЕНИЯ У ПОДРОСТКОВ — УЧЕНИКОВ

Страницы: 33

Человек — существо социальное. Включенность личности в общественные отношения обуславливает тезис о первостепенной роли социального общения в этом процессе. Подростковый возраст традиционно считается самым трудным в воспитательном отношении. Чаще всего трудности подросткового возраста связывают с половым созреванием. В решении сложных задач воспитания личности значительная роль принадлежит изучению умения личности общаться.
Подростковый возраст — это время, когда человек впервые задумывается над жизненно важными для себя вопросами: о смысле жизни, о своем месте в ней. С наступлением подросткового возраста создается ситуация, когда представление о том, что есть «Я», перестает быть самоочевидным. Подросток как бы заново познает себя, определяет свои возможности.В подростковом возрасте наблюдается высокая потребность в общении среди подростков, наряду с низкими коммуникативными и организаторскими навыками. Поэтому, для того чтобы в будущем личность была всесторонне развита, необходимо развивать навыки общения.
Значение общения в жизни подростков огромно и продолжает расти, от него все в большей мере зависят успешность профессиональной деятельности, активность в общественной жизни и, наконец, личное счастье каждого. Общение — основа межличностных отношений, которые являются наиболее приоритетным видом общения у подростков.
Принимая, во внимание все вышесказанное нами была определена тема проблемы особенностей межличностного общения подростков.
Объектом нашего исследования является подросток (подростковый возраст).
Предметом нашего исследования является — процесс межличностного общения подростков.
Цель нашего исследования — выявить характерные особенности межличностного общения в подростковом возрасте.
Исходя из поставленной цели, нами были определены следующие задачи:
1) изучение теоретического материала по проблеме общения в подростковом возрасте;
2) выделение и изучение психологических особенностей общения подростков;
3) проведение исследования процессов межличностного общения среди подростков 13-14 лет, с целью выявления особенностей межличностного общения детей подросткового возраста;
4) анализ и обобщение результатов исследования.
Гипотеза нашего исследования — в подростковом возрасте особенностью межличностного общения является эмпатийность чувств и альтруистический тип отношения к окружающим.
База исследования. Исследование проводилось на базе МОУ средней школы № 65 г. Иркутска. В исследовании приняли участие 26 подростков, учащиеся 8-х классов. Возрастной диапазон испытуемых составил – 13 – 14 лет.
Структура работы: наша работа состоит из введения, двух глав, выводов по каждой главе, заключения и списка используемой литературы.

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ 3
Глава I. Теоретические подходы к изучению понятие «межличностное общение»
1.1. Соотношение изученности проблемы «межличностного общения» в отечественной и зарубежной психологии 5
1.2. Особенности межличностного общения в подростковом возрасте 10
1.3. Характеристика личностных особенностей подростков 15
1.4. Выводы 20
ГлаваII. Изучение межличностного общения в подростковом возрасте
2.1. База, методология и методы исследования 22
2.2. Результаты исследования и их интерпретация 26
2.3 Выводы 31
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 32
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 33