Дипломная работа по психологии

Особенности межличностных отношений сотрудников конвоирования

Тема работы: Особенности межличностных отношений сотрудников конвоирования

Страницы: 66

Содержание
Введение 2
Глава I. Теоретические подходы к изучению проблемы межличностных отношений 5
1.1. Состояние изученности проблемы межличностных отношений в отечественной и зарубежной психологической литературе 3
1.2. Психологические особенности взаимоотношений в коллективе
сотрудников конвоирования 10
1.3 Специфика деятельности сотрудников конвоирования 13
1.4 Выводы 21
Глава 2. Особенности межличностных отношений сотрудников
конвоирования 23
2.1. База и методы исследования 23
2.2. Анализ диагностики отношений. 27
Глава 3. Программа коррекции межличностных отношений сотрудников конвоирования 37
3.1 Цель задачи и принципы программы 37
3.2 Содержание программы 40
3.3. Оценка эффективности программы 44
Выводы 56
Заключение
Список используемой литературы

Введение
Актуальность:
Естественным способом существования человека является его связь с другими людьми, которая ведёт к установлению межличностных отношений. Человек становится человеком только в общении. К числу основных социально — психологических явлений в коллективе сотрудников службы исполнения наказаний относятся коллективные взаимоотношения, мнения, настроения, потребности и традиции. В то же время взаимоотношения между конвоирами являются центральным компонентом психологии данного коллектива. Именно на их основе складываются и проявляются многие другие социально-психологические феномены как положительной, так и отрицательной направленности. Следует иметь в виду, что взаимоотношения, складывающиеся между конвоирами в процессе их совместной профессиональной деятельности, (межличностные отношения) являются элементом более сложной структуры социальных отношений. Межличностные отношения — это конкретные отношения, в которые вступают конкретные личности. Это важный момент, на который следует обратить внимание руководителю. Взаимоотношения, в которые он будет вступать со своими начальниками, подчиненными, сослуживцами и другими категориями сотрудников, трудно будет понять и регулировать, не осознавая того, что в них, как в фокусе, сконцентрированы все другие виды отношений. Поэтому межличностные отношения можно определить как различные формы и виды взаимосвязи и общения личностей в коллективе в процессе их совместной жизни и деятельности.
Гипотеза исследования. При проведении исследования мы предположили, что межличностные отношения сотрудников конвоирования имеют свои особенности и их развитие протекает успешнее в условиях тренинговой программы.
Предмет исследования: особенности межличностных отношений сотрудников

Объект исследования: межличностные отношения.
Цель работы изучить особенности межличностных отношений сотрудников конвоирования и разработать программу, направленную на развитие межличностных отношений.
Для реализации поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1. Изучить и проанализировать литературу по проблеме межличностных отношений;
2. Выявить особенности межличностных отношений сотрудников конвоирования;
3. Разработать программу коррекции межличностных отношений сотрудников конвоирования.
Методологическая основа. В нашем исследовании мы опирались на основные принципы отечественной психологии и теоретические концепции зарубежных психологов. В отечественной психологии проблемой межлтчностных отношений занимались и др., в западной психологии: и др.

Методы исследования. На разных этапах работы и при решении отдельных задач использовались следующие методы: анализ научной литературы по проблеме исследования, наблюдение, беседа. В исследовании были использованы методики: Тимати Лири и 16-ти факторный опросник Р. Кеттела.
База и этапы исследования. Исследование проводилось в течение 2008-2010 гг. на базе Главного управления Федеральной службы исполнения наказаний г. Иркутска. Психологическим обследованием было охвачено 46 человек. Все испытуемые, в возрасте от 21 до 45 лет. Исследование включало в себя три этапа. На первом этапе был проведен анализ психолого-педагогической литературы по проблеме исследования. На втором этапе проводился первичный диагностический срез, изучались особенности межличностных отношений. На третьем этапе была разработана и апробирована коррекционная программа, направленная на гармонизацию межличностных отношений в коллективе сотрудников федеральной службы исполнения наказаний; проводился заключительный диагностический срез; систематизировались и обобщались результаты исследования.
Достоверность результатов и выводов обеспечивалась использованием апробированных методов исследования, взаимопроверкой результатов, полученных по разным методикам, комплексным применением валидных, надежных диагностических методик. Расчет статистических показателей производился с помощью табличного и графического метода представления первичных результатов. Для установления взаимосвязи между полученными в исследовании результатами применялись коэффициент порядковой корреляции Ч. Спирмена, t-критерий Стъюдента.
Практическая значимость исследования состоит в том, что полученные результаты, выводы и практические рекомендации могут быть использованы психологами федеральной службы исполнения наказаний для работы с сотрудниками. На основе материалов исследования разработана специальная программа для сотрудников федеральной службы исполнения наказаний, направленная на гармонизацию межличностных отношений в коллективе. Эта программа прошла практическую апробацию и используется в ГУ Федеральной службе исполнения наказаний г. Иркутска.
Структура и объем работы. Дипломная работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка литературы. В тексте имеется 3 таблицы, 20 рисунков. Общий объем работы 59 страниц.