Одной из самых распространенных форм включения детей в спортивную деятельность, обладающей наиболее высоким потенциалом для укрепления здоровья детей, воспитания у них волевых, интеллектуальных и нравственных качеств личности, является детско-юношеская спортивная школа (ДЮСШ). Этой формой охвачено в настоящее время большое количество детей и подростков. Так, только в нашей Иркутской области функционирует 60 детско-юношеских спортивных школ и специализированных школ олимпийского резерва – в них по 41 виду спорта обучается более 40 тысяч школьников. Специфика детско-юношеских спортивных школ состоит в том, что они решают задачи не только общеоздоровительного и воспитательного характера, но и задачи постепенной подготовки школьника по определенной спортивной специализации, его последовательного совершенствования в избранном виде спорта и достижения в этом виде деятельности высоких результатов. Детско-юношеский спорт связан со спортом высших достижений, так как обеспечивает его спортивными резервами. Цель подготовки резервов высококвалифицированных спортсменов состоит в том, чтобы юные спортсмены, переходя в спорт высших достижений, обладали возможностями для подготовки из них спортсменов высокого класса. Успешность подготовки «высококвалифицированного резерва» зависит от многих факторов – тренеров, методик, мотивационных установок самих учащихся и в целом их мотивационной направленности на спортивные достижения. Это в значительной мере определяет и методику работы, и психологическую подготовку учащихся. Поэтому, знание мотивационных установок учащихся является необходимым компонентом тренерской работы.
Целью данного исследования является изучение мотивации к занятиям спортом учащихся детско-юношеской спортивной школы «Спарта» г. Иркутска.
Исходя из поставленной цели, были сформулированы следующие задачи:
- установить основные цели занятий спортом учащихся школы «Спарта»;
- выявить планируемые подростками-спортсменами результаты и достижения;
- определить степень влияния спортивной деятельности на учебу в школе.
Для изучения мотивационной направленности подростков-спортсменов учащихся «Спарты» использовалась опрос-анкета. В нее были включены следующие вопросы:
- Какова ваша главная цель занятий спортом?
- Что побуждает вас стремиться к достижению поставленной цели?
- Каких результатов стремитесь достичь в спорте?
- Влияет ли спортивная деятельность на учебу в школе?
- Что вас больше привлекает: спорт или учеба в школе?
Ответы на вопросы позволили составить представление о субъективных, осознаваемых побуждениях подростков к занятиям спортом и ожидаемых ими результатов, которых они могут достичь.
В исследовании приняло участие 30 подростков-спортсменов, которые были поделены на две группы. В первую группу вошли чемпионы, к ним мы отнесли подростков-спортсменов, которые являются кандидатами в мастера спорта и имеют значительные личные достижения: чемпионы мира и призеры чемпионата мира, чемпионы Европы и призеры чемпионата Европы, чемпионы России и призеры чемпионата России и др. достижения. Во вторую группу вошли подростки-спортсмены, которые являются учащимися детско-юношеской спортивной школы (ДЮСША) достаточно длительное время, однако не имеют высоких спортивных достижений.
Распределение ответов на вопрос «Какова ваша главная цель занятий спортом?» представлено на рис. 1.
Рис. 1. Цель занятий спортом: а – добиться высоких достижений в спорте; б – удовлетворить потребность в активной двигательной деятельности; в – добиться уважения родных, близких, сверстников; г – укрепить здоровье, добиться гармоничного физического развития своего тела; д – реализовать в спорте свои склонности и способности, выразить себя; е – найти свое место в жизни, самоутвердиться.
Как видно из рис. 1 существуют определенные различия в распределении ответов испытуемых в двух рассматриваемых выборках. Так, из числа «чемпионов», 50 % респондентов при ответе на вопрос «Ваша цель занятий спортом?» на первое место поставили цель – «добиться высоких достижений в спорте», на второе место 30 % респондентов поставили цель – «найти свое место в жизни, самоутвердиться» и 20 % респондентов на третье место поставили цель – «реализовать в спорте свои склонности, способности, выразить себя в этой деятельности». Полученные результаты указывают на то, что главная цель подавляющего большинства этой группы полностью совпадает с главной целью самой спортивной деятельности, а этой целью является достижение высоких спортивных результатов, которые получают признание в обществе и направлены на повышение не столько собственного престижа, сколько престижа команды, спортивной школы, а на высшем уровне – престижа Родины.
В группе спортсменов, не имеющих высоких достижений, распределение ответов на поставленный вопрос иное. Так, 25 % подростков-спортсменов этой группы на первое место ставят цель «удовлетворить потребность в активной двигательной деятельности», на второе место около 20 % подростков-спортсменов ставят цель «добиться высоких достижений в спорте», на третье место около 20 % подростков-спортсменов ставят цель «укрепить здоровье, добиться гармоничного физического развития своего тела». Такое распределение ответов в этой группе, указывает на то, что главная цель этих подростков только отчасти совпадает с целью спортивной деятельности. Это можно объяснить следующим образом: с одной стороны, подростки хотят удовлетворить свою потребность в двигательной активности, и спортивная деятельность как раз способствует этому (более того, в спорте интенсивные и максимальные физические нагрузки обязательны и являются нормой), однако, спортивная деятельность на первое место ставит целью высокие достижения, а двигательную активность (физические нагрузки) рассматривает лишь как средство для достижения этой цели.
Распределение ответов на вопрос «Что побуждает вас стремиться к достижению поставленной цели?» представлено на рис. 2.
Рис. 2. Что побуждает стремиться к достижению поставленной цели: а – интерес к спорту; б – желание стать известным, популярным человеком; в – возможность общаться с друзьями по команде; г – стремление к соперничеству; д – возможность ездить на соревнования, носить красивую спортивную форму; е – найти свое место в жизни, самоутвердится.
При ответе на поставленный вопрос, 50 % из числа «чемпионов» ответили, что это «интерес к спорту», 37,5 % – что это «стремление к соперничеству», 12,5 % – «желание стать известным, популярным». Полученные ответы указывают на то, что эти подростки стремятся реализовать в спорте свои склонности, способности и выразить себя именно в этой деятельности. С одной стороны, занятия спортом приносят удовлетворение сами по себе, а с другой стороны занятия спортом позволяют этим подросткам удовлетворить свои амбиции и потребности в лидерстве.
Подростки-спортсмены, не имеющие высоких достижений, отвечая на этот же вопрос дали иные ответы. Около 35 % ответили, что в основе их побуждений к занятиям спортом лежит интерес, 25 % подростков ответили, что желают стать известными и популярными и около 30 % ответили, что ими руководит потребность в общении и стремление к соперничеству. Полученные ответы указывают на то, что побуждение спортсменов этой группы с одной стороны более разнообразны, однако с другой стороны четкой мотивационной направленности здесь не просматривается.
Распределение ответов на вопрос «Каких результатов вы стремитесь достичь в спорте?» представлено на рис. 3.
Рис. 3. Каких результатов стремитесь достичь в спорте: а – стать кандидатом в мастера спорта; б – стать мастером спорта; в – стать победителем городских (областных) соревнований; г – стать победителем зональных соревнований; д – стать чемпионом России; е – стать чемпионом Европы, мира.
При ответе на поставленный вопрос, результаты распределились следующим образом: из числа «чемпионов» 57,5 % опрошенных ответили, что желают «Стать чемпионом Европы, мира», а остальные 43 % выразили желание – «стать мастером спорта». Отметим, что выявляется достаточно четкая тенденция: те, кто еще не является мастером спорта, стремятся заполучить это звание, а те, кто уже имеет, ставят перед собой задачу выиграть соревнования международного уровня. Постановка подростками таких высоких целей свидетельствует о том, что они достаточно уверены в себе и обладают высокой самооценкой.
В группе спортсменов, не имеющих высоких достижений, ответы на поставленный вопрос иные. Так, около 40 %, на первое место поставили цель «стать кандидатом в мастера спорта», около 20 % подростков выразили желание «стать победителем городских (областных) соревнований», так около 16 % высказали желание «выиграть первенство по России». По сути, в этой группе существует ориентация на различные результаты, представляющие собой как весьма достижимые, близкие цели, так и весьма отдаленные и, возможно, неосуществимые цели. Подобная постановка целей свидетельствует о неустойчивости мотивационной сферы этих подростков.
Распределение ответов на вопрос «Как влияет занятие спортивной деятельностью на вашу учебу в школе?» представлено на рис. 4.
Рис. 4. Влияние спортивной деятельности на учебу в школе: а – навыки и умения, полученные в спорте, помогают лучшеучиться; б – навыки общения, приобретенные в спортивной команде, помогают устанавливать хорошие взаимоотношения с товарищами по классу; в – успехи в спорте повышают мой авторитет и признание в глазах учащихся школы; г – занятие спортом не оказывают какого-либо отрицательного или положительного влияния на мою учебную деятельности; д – занятия спортом мешают успешной учебе в школе.
Отвечая на вопрос, более половины опрошенных из числа чемпионов (51,14 %) ответили, что «занятие спортом не оказывает какого-либо отрицательного или положительного влияния на учебную деятельность», далее иерархия полученных ответов следующая: «занятия спортом мешают успешной учебе в школе», «успехи в спорте повышают авторитет и признание в глазах учащихся школы».
В группе спортсменов, не имеющих высоких спортивных достижений, распределение ответов на поставленный вопрос схожее. Так, 30 % подростков этой группы, так же как и чемпионы считают, что занятия спортом не оказывают какого-либо отрицательного или положительного влияния на учебную деятельность.
Ответы на вопрос: «Что вас больше привлекает и вызывает интерес: спорт или учеба в школе?» представлены на рис. 5.
Рис. 5. Что больше привлекает: спорт или учеба в школе: а – спорт; б – учеба в школе; в – спорт и школа вызывают одинаковый интерес.
Как видно из представленного рисунка, подростки из числа «чемпионов» (50 %) отвечают, что занятия спортом для них более привлекательны, чем учеба в школе, 16,67 % чемпионов сказали, что и школа, и спорт вызывают одинаковый интерес и 33,33 % чемпионов затруднились ответить на этот вопрос.
В группе подростков-спортсменов, не имеющих высоких достижений распределение ответов на поставленный вопрос весьма схоже с ответами чемпионов.
Надо также отметить, что те подростки, у кого школа вызывает меньший интерес, объясняют это тем, что «в школе нет хороших условий для раскрытия индивидуальных способностей, самостоятельности и самоутверждения» (50 % респондентов), 25 % отметили, что «в школе редко поощряют за успехи в учебе» и 25 % ссылаются на другие причины, но не конкретизируют их.
В целом по результатам опроса можно констатировать, что спортсмены, имеющие значимые спортивные достижения имеют четко сформулированные цели, ясные побуждения, стремятся к вполне конкретным, а главное, достижимым результатам и способны успешно совмещать занятия спортом с учебой в школе, практически без ущерба для каждого из этих видов деятельности.
Спортсмены, не имеющие значимых спортивных достижений, отличаются неустойчивой мотивационной направленностью. Так, например, отвечая на главный вопрос анкеты: «Ваша цель занятий спортом?», большинство испытуемых этой группы ответили: «Удовлетворить потребность в активной двигательной деятельности». Однако, отвечая на другой вопрос: «Каких результатов вы стремитесь достичь в спорте?», большинство испытуемых этой группы ответили, что «Желают стать кандидатами в мастера спорта и победителем городских (областных) соревнований». Таким образом, мы видим, что структуру мотивационной направленности спортсменов этой группы составляют разнонаправленные, не взаимодополняющие друг друга мотивы.
И.И. Бойко