Психология

Особенности мотивационной направленности учащихся детско-юношеской спортивной школы «Спарта»

Одной из самых распространенных форм включения детей в спортивную деятельность, обладающей наиболее высоким потенциалом для укрепления здоровья детей, воспитания у них волевых, интеллектуальных и нравственных качеств личности, является детско-юношеская спортивная школа (ДЮСШ). Этой формой охвачено в настоящее время большое количество детей и подростков. Так, только в нашей Иркутской области функционирует 60 детско-юношеских спортивных школ и специализированных школ олимпийского резерва – в них по 41 виду спорта обучается более 40 тысяч школьников. Специфика детско-юношеских спортивных школ состоит в том, что они решают задачи не только общеоздоровительного и воспитательного характера, но и задачи постепенной подготовки школьника по определенной спортивной специализации, его последовательного совершенствования в избранном виде спорта и достижения в этом виде деятельности высоких результатов. Детско-юношеский спорт связан со спортом высших достижений, так как обеспечивает его спортивными резервами. Цель подготовки резервов высококвалифицированных спортсменов состоит в том, чтобы юные спортсмены, переходя в спорт высших достижений, обладали возможностями для подготовки из них спортсменов высокого класса. Успешность подготовки «высококвалифицированного резерва» зависит от многих факторов – тренеров, методик, мотивационных установок самих учащихся и в целом их мотивационной направленности на спортивные достижения. Это в значительной мере определяет и методику работы, и психологическую подготовку учащихся. Поэтому, знание мотивационных установок учащихся является необходимым компонентом тренерской работы.

Целью данного исследования является изучение мотивации к занятиям спортом учащихся детско-юношеской спортивной школы «Спарта» г. Иркутска.

Исходя из поставленной цели, были сформулированы следующие задачи:

  • установить основные цели занятий спортом учащихся школы «Спарта»;
  • выявить планируемые подростками-спортсменами результаты и достижения;
  • определить степень влияния спортивной деятельности на учебу в школе.

Для изучения мотивационной направленности подростков-спортсменов учащихся «Спарты» использовалась опрос-анкета. В нее были включены следующие вопросы:

  • Какова ваша главная цель занятий спортом?
  • Что побуждает вас стремиться к достижению поставленной цели?
  • Каких результатов стремитесь достичь в спорте?
  • Влияет ли спортивная деятельность на учебу в школе?
  • Что вас больше привлекает: спорт или учеба в школе?

Ответы на вопросы позволили составить представление о субъективных, осознаваемых побуждениях подростков к занятиям спортом и ожидаемых ими результатов, которых они могут достичь.

В исследовании приняло участие 30 подростков-спортсменов, которые были поделены на две группы. В первую группу вошли чемпионы, к ним мы отнесли подростков-спортсменов, которые являются кандидатами в мастера спорта и имеют значительные личные достижения: чемпионы мира и призеры чемпионата мира, чемпионы Европы и призеры чемпионата Европы, чемпионы России и призеры чемпионата России и др. достижения. Во вторую группу вошли подростки-спортсмены, которые являются учащимися детско-юношеской спортивной школы (ДЮСША) достаточно длительное время, однако не имеют высоких спортивных достижений.

Распределение ответов на вопрос «Какова ваша главная цель занятий спор­том?» представлено на рис. 1.


Рис. 1. Цель занятий спортом: а – добиться высоких достижений в спорте; б – удовлетворить потребность в активной двигательной дея­тельности; в – добиться уважения родных, близких, сверстников; г – укрепить здоровье, добиться гармоничного физического развития своего тела; д – реализовать в спорте свои склонности и способности, выра­зить себя; е – найти свое место в жизни, самоутвердиться.
Как видно из рис. 1 существуют определенные различия в распределении ответов испытуемых в двух рассматриваемых выборках. Так, из числа «чемпионов», 50 % респондентов при ответе на вопрос «Ваша цель занятий спортом?» на первое место поставили цель – «добиться высоких достижений в спорте», на второе место 30 % респондентов поставили цель – «найти свое место в жизни, самоутвердиться» и 20 % респондентов на третье место поставили цель – «реализовать в спорте свои склонности, способности, выразить себя в этой деятельности». Полученные результаты указывают на то, что главная цель подавляющего большинства этой группы полностью совпадает с главной целью самой спортивной деятельности, а этой целью является достижение высоких спортивных результатов, которые получают признание в обществе и направлены на повышение не столько собственного престижа, сколько престижа команды, спортивной школы, а на высшем уровне – престижа Родины.

В группе спортсменов, не имеющих высоких достижений, распределение ответов на поставленный вопрос иное. Так, 25 % подростков-спортсменов этой группы на первое место ставят цель «удовлетворить потребность в активной двигательной деятельности», на второе место около 20 % подростков-спортсменов ставят цель «добиться высоких достижений в спорте», на третье место около 20 % подростков-спортсменов ставят цель «укрепить здоровье, добиться гармоничного физического развития своего тела». Такое распределение ответов в этой группе, указывает на то, что главная цель этих подростков только отчасти совпадает с целью спортивной деятельности. Это можно объяснить следующим образом: с одной стороны, подростки хотят удовлетворить свою потребность в двигательной активности, и спортивная деятельность как раз способствует этому (более того, в спорте интенсивные и максимальные физические нагрузки обязательны и являются нормой), однако, спортивная деятельность на первое место ставит целью высокие достижения, а двигательную активность (физические нагрузки) рассматривает лишь как средство для достижения этой цели.

Распределение ответов на вопрос «Что побуждает вас стремиться к достижению по­ставленной цели?» представлено на рис. 2.

Рис. 2. Что побуждает стремиться к достижению поставленной цели: а – интерес к спорту; б – желание стать известным, популярным человеком; в – возможность общаться с друзьями по команде; г – стремление к соперничеству; д – возможность ездить на соревнования, носить красивую спортивную форму; е – найти свое место в жизни, самоутвердится.

При ответе на поставленный вопрос, 50 % из числа «чемпионов» ответили, что это «интерес к спорту», 37,5 % – что это «стремление к соперничеству», 12,5 % – «желание стать известным, популярным». Полученные ответы указывают на то, что эти подростки стремятся реализовать в спорте свои склонности, способности и выразить себя именно в этой деятельности. С одной стороны, занятия спортом приносят удовлетворение сами по себе, а с другой стороны занятия спортом позволяют этим подросткам удовлетворить свои амбиции и потребности в лидерстве.

Подростки-спортсмены, не имеющие высоких достижений, отвечая на этот же вопрос дали иные ответы. Около 35 % ответили, что в основе их побуждений к занятиям спортом лежит интерес, 25 % подростков ответили, что желают стать известными и популярными и около 30 % ответили, что ими руководит потребность в общении и стремление к соперничеству. Полученные ответы указывают на то, что побуждение спортсменов этой группы с одной стороны более разнообразны, однако с другой стороны четкой мотивационной направленности здесь не просматривается.

Распределение ответов на вопрос «Каких результатов вы стремитесь достичь в спорте?» представлено на рис. 3.

Рис. 3. Каких результатов стремитесь достичь в спорте: а – стать кандидатом в мастера спорта; б – стать мастером спорта; в – стать победителем городских (областных) соревнований; г – стать победителем зональных соревнований; д – стать чемпионом России; е – стать чемпионом Европы, мира.

При ответе на поставленный вопрос, результаты распределились следующим образом: из числа «чемпионов» 57,5 % опрошенных ответили, что желают «Стать чемпионом Европы, мира», а остальные 43 % выразили желание – «стать мастером спорта». Отметим, что выявляется достаточно четкая тенденция: те, кто еще не является мастером спорта, стремятся заполучить это звание, а те, кто уже имеет, ставят перед собой задачу выиграть соревнования международного уровня. Постановка подростками таких высоких целей свидетельствует о том, что они достаточно уверены в себе и обладают высокой самооценкой.

В группе спортсменов, не имеющих высоких достижений, ответы на поставленный вопрос иные. Так, около 40 %, на первое место поставили цель «стать кандидатом в мастера спорта», около 20 % подростков выразили желание «стать победителем городских (областных) соревнований», так около 16 % высказали желание «выиграть первенство по России». По сути, в этой группе существует ориентация на различные результаты, представляющие собой как весьма достижимые, близкие цели, так и весьма отдаленные и, возможно, неосуществимые цели. Подобная постановка целей свидетельствует о неустойчивости мотивационной сферы этих подростков.

Распределение ответов на вопрос «Как влияет занятие спортивной деятельностью на вашу учебу в школе?» представлено на рис. 4.

Рис. 4. Влияние спортивной деятельности на учебу в школе: а – навыки и умения, полученные в спорте, помогают лучшеучиться; б – навыки общения, приобретенные в спортивной ко­манде, помогают устанавливать хорошие взаимоотношения с товарищами по классу; в – успехи в спорте повышают мой авторитет и признание в глазах учащихся школы; г – занятие спортом не оказывают какого-либо отрицательного или положительного влияния на мою учебную деятельности; д – занятия спортом мешают успешной учебе в школе.

Отвечая на вопрос, более половины опро­шенных из числа чемпионов (51,14 %) ответили, что «занятие спортом не оказывает какого-либо отрицательного или положительного влияния на учебную деятельность», далее иерархия полученных ответов следующая: «занятия спортом мешают успешной учебе в школе», «успехи в спорте повышают авторитет и признание в глазах учащихся школы».

В группе спортсменов, не имеющих высоких спортивных достижений, распределение ответов на поставленный вопрос схожее. Так, 30 % подростков этой группы, так же как и чемпионы считают, что занятия спортом не оказывают какого-либо отрицательного или положительного влияния на учебную деятельность.

Ответы на вопрос: «Что вас больше привлекает и вызывает интерес: спорт или учеба в школе?» представлены на рис. 5.

Рис. 5. Что больше привлекает: спорт или учеба в школе: а – спорт; б – учеба в школе; в – спорт и школа вызывают одинаковый интерес.

Как видно из представленного рисунка, подростки из числа «чемпионов» (50 %) отвечают, что занятия спортом для них более привлекательны, чем учеба в школе, 16,67 % чемпионов сказали, что и школа, и спорт вызывают одинаковый интерес и 33,33 % чемпионов затруднились ответить на этот вопрос.

В группе подростков-спортсменов, не имеющих высоких достижений распределение ответов на поставленный вопрос весьма схоже с ответами чемпионов.

Надо также отметить, что те подростки, у кого школа вызывает меньший интерес, объясняют это тем, что «в школе нет хороших условий для раскрытия индиви­дуальных способностей, самостоятельности и самоутверждения» (50 % респон­дентов), 25 % отметили, что «в школе редко поощряют за успехи в учебе» и 25 % ссылаются на другие причины, но не конкретизируют их.

В целом по результатам опроса можно констатировать, что спортсмены, имеющие значимые спортивные достижения имеют четко сформулированные цели, ясные побуждения, стремятся к вполне конкретным, а главное, достижимым результатам и способны успешно совмещать занятия спортом с учебой в школе, практически без ущерба для каждого из этих видов деятельности.

Спортсмены, не имеющие значимых спортивных достижений, отличаются неустойчивой мотивационной направленностью. Так, например, отвечая на главный вопрос анкеты: «Ваша цель занятий спортом?», большинство испытуемых этой группы ответили: «Удовлетворить потребность в активной двигательной деятельности». Однако, отвечая на другой вопрос: «Каких результатов вы стремитесь достичь в спорте?», большинство испытуемых этой группы ответили, что «Желают стать кандидатами в мастера спорта и победителем городских (областных) соревнований». Таким образом, мы видим, что структуру мотивационной направленности спортсменов этой группы составляют разнонаправленные, не взаимодополняющие друг друга мотивы.

И.И. Бойко