Психология

Особенности негативных психических состояний детей, перенесших физические травмы и их психолого-педагогическая коррекция

Проблема психических состояний впервые выделенная Н.Д. Левитовым в начале 60-х годов XX века, до сих пор стоит остро. Психические состояния разными авторами изучались в различных областях психологической науки, и психической деятельности человека (трудовая и спортивная деятельность, стрессовые состояния после аварий, школьная деятельность и т. д.), однако специальных разработок и методик, изучающих именно детские отрицательные психические состояния в период получения физической травмы, на данный момент практически нет. Наше исследование представляет собой лишь малую часть в данной проблеме.

Накопление научных данных по данной проблеме с учетом особенностей психических состояний лиц, перенесших различные травмы, является необходимым для создания системы диагностики психических состояний, а также для их коррекции с помощью психологической поддержки.

Психическое состояние — это целостная характеристика психической деятельности за определенный период времени, показывающая своеобразие протекания психических процессов в зависимости от отражаемых предметов и явлений действительности. В качестве основных психических состояний выделяют бодрость, эйфорию, усталость, апатию, депрессию, отчуждение, утрату чувства реальности и т. д.

Цель исследования.

Выявить особенности негативных психических состояний детей, перенесших физические травмы для составления программы коррекции данных состояний и применения ее на практике.

База и методы исследования.

База исследования: травматологическое отделение Ивано-Матренинской детской больницы. В исследовании приняли участие 30 детей (экспериментальная группа), (18 мальчиков и 12 девочек), 15 из них (8 мальчиков и 7 девочек) нам удалось протестировать как до операции, так и после нее. Из этих же детей 10 человек участвовали в программе психолого-педагогической коррекции отрицательных психических состояний.

Возраст детей от 10 до 18 лет.

Для сравнения были также взяты 30 здоровых детей соответствующего возраста, учащиеся МОУ СОШ 24 (контрольная группа).

Методы и организация исследования. Комплекс теоретических и эмпирических исследований:

  1. Теоретический анализ психолого — педагогической литературы по проблеме исследования.
  2. Психологическое наблюдение (объективное, самонаблюдение).
  3. Психологическое и педагогическое тестирование.
  4. Методы математической статистики.
  5. Анамнестический метод.
  6. Метод беседы.
  7. Коррекционные методы.

Для диагностики психических состояний использовались следующие методики:

Тест Люшера (направленный на выявление характерологических особенностей личности);

Опросник ЛОБИ (тип отношения к болезни);

Опросник Спилбергера-Ханина (определение уровня личностной и ситуативной тревожности);

Тест «Депрессия» В.А. Жмурова;

Тест САН (оценка состояний самочувствия, активности, настроения);

Психолого-педагогические методы коррекции.

Для математической обработки данных мы использовали критерий Уилкоксона, критерий Манна- Уитни.

Исследование проводилось на протяжении 2004-2007 года.

Анализ и обсуждение результатов

Анализ результатов, полученных при проведении методики Жмурова “Депрессия» позволяет говорить о наличии депрессивных состояний у 60% больных детей. Эти дети болезненно переносят смену обстановки, неохотно идут на контакт с окружающими, замыкаются в себе. У 14% детей отмечается выраженная и глубокая депрессия, характеризующаяся частой сменой настроения, плаксивостью, высокой ранимостью. У 73% здоровых детей депрессия отсутствует, либо незначительна.

Большинство даже не имели представления о данном психическом состоянии. Большое влияние на состояние больного ребенка оказывает непривычная (незнакомая, устрашающая) обстановка. Дети очень сильно тоскуют по родному дому, переживают разлуку с близкими, друзьями, чего не испытывают здоровые дети.

Результаты полученные с помощью методики САН позволяют говорить о преобладании плохого самочувствия у 34% больных детей. Чаще всего, под самочувствием дети понимают физическое состояние организма. С этой стороны самочувствие главный показатель всего состояния детей. Хорошее самочувствие и у здоровых, и у больных детей, не находится на высоком уровне, так как на самочувствие влияет много разных показателей (головные боли, плохое настроение и т.д.).

Активность, в данной ситуации — это способность свободно двигаться, заниматься какой-либо деятельностью. 13% больных детей не только лишены возможности свободно двигаться, но и вынуждены долгое время находиться почти в полной неподвижности. Это большое испытание особенно для гиппе- рактивных детей. В этом случае имеет место эмоциональная активность (капризность, частая смена настроения, раздражительность и т. д.). У больных детей отмечена средняя и высокая активность, это говорит, прежде всего, о большой потребности в деятельности.

Самочувствие и активность непосредственно влияют на настроение детей. Результаты, полученные при исследовании настроения позволяют увидеть небольшую разницу между больными и здоровыми детьми.

Те дети, у которых отмечались плохое самочувствие и низкая активность, в основном, как правило, отличаются также и плохим настроением, но процент их не велик 13%. Чаще всего больные дети, в своих ответах о настроении отмечают оптимистичность, хорошие надежды на скорое выздоровление, строят планы, связанные с друзьями.

Результаты, полученные с помощью методики Спилбергера — Ханина «Личностная и ситуативная тревожность», позволяют утверждать что, в основном и у больных и у здоровых детей преобладает средний уровень тревожности, которая характеризуется неустойчивой самооценкой, возникновением немотивированного беспокойства и т. д. Больных детей угнетает собственная никчемность, зависимость от других. Большинство не хотят чтобы их навещали сверстники, стесняясь своего положения неподвижности, беззащитности, боясь насмешек и сплетен в школе.

Высока степень заинтересованности самих детей, перенесших физические травмы, в положительных результатах реабилитации, это убедительно доказывает то, что в стационаре должна быть сформирована атмосфера активного задействования личности ребенка в восстановительном процессе. На наш взгляд в условиях стационара необходима не только временная психологическая помощь, но постоянная поддержка не только детей, но и их родителей, а также помощь медперсонала. Дети сами отмечали эффективность проведенной коррекционной работы, моментально включались в деятельность, интересовались результатами, охотно шли на контакты, что практически отсутствовало в начале диагностики. Отмечали положительные сдвиги в самочувствии и настроении и родители детей, и медперсонал, и лечащие врачи больных.

Заключение

В данной работе изучены такие психические состояния, как: личностная и ситуативная тревожность, депрессия, настроение.

Результат тренинговой работы с группой, показал следующее. Часть детей, перенесших различные травмы, продвинулась в своем поиске путей успешной реабилитации и имела объективно зафиксированные результаты: улучшилось эмоциональное состояние, появились надежды на лучшее выздоровление, находятся на последней стадии реабилитации, посещают или с удовольствием и пониманием перспектив выздоровления выполняют лечебную физкультуру. Другая часть не имела таких явных продвижений в своем поиске; у них мы отмечаем достижения иного рода: более определенное и осознанное представление о своих физических возможностях, более ясное понимание своих жизненных целей, связанных с работой и семьей, овладение навыками поиска путей успешной реабилитации, которые теперь могут быть применены самостоятельно, так как отработана и отрефлексирована система саморегуляции поисковой активности, все ее основные звенья: постановка цели, построение на ее основе программы действий, учет условий, оценка результатов и корректировка программы.

Подводя итоги исследования можно наметить дальнейшие перспективы работы с детьми, перенесшими физические травмы, заключающиеся в изучении эмоционально-волевой сферы, стрессовых состояний, изучение влияния социального окружения на психические состояния ребенка в условиях медицинского учреждения и т. д.

Левина И. В.