Дипломная работа по психологии

Особенности осознания поступков младшими школьниками в зависимости от индивидуально-типологических особенностей и стиля родительско-детских отношений

Тема работы: Особенности осознания поступков младшими школьниками в зависимости от индивидуально-типологических особенностей и стиля родительско-детских отношений

Страницы: 75

Содержание

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………………….2-3 стр.
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ФАКТОРОВ, ВЛИЯЮЩИХ НА ОСОЗНАНИЕ ПОСТУПКОВ ДЕТЬМИ 6-7 ЛЕТ……………………………………………………………………………………………4-37
1.1. Характеристика процесса осознания поступков………….4-21
1.2. Индивидуально-типологические особенности как фактор, влияющий на осознания поступков детьми 6-7 лет……….21-27
1.3. Родительско-детские отношения как фактор, влияющий на осознание поступков детьми 6-7 лет…………………………….27-35
1.4. Выводы………………………………………………………………….36
ГЛАВА 2. ОСОБЕННОСТИ ОСОЗНАНИЯ ПОСТУПКОВ МЛАДШИМИ ШКОЛЬНИКАМИ В ЗАВИСИМОСТИ ОТ ИНДИВИДУАЛЬНО-ТИПОЛОГИЧЕСКИХ ОСОБЕННОСТЕЙ И СТИЛЯ РОДИТЕЛЬСКО-ДЕТСКИХ ОТНОШЕНИЙ……………………………………………………….37-55
2.1.База и методы исследования…………………………………….37-39
2.2. Анализ результатов…………………………………………………39-53
2.3. Выводы…………………………………………………………………..53-54
ГЛАВА 3. ПРОГРАММА КОРРЕКЦИОННО-ТРЕНИНГОВЫХ ЗАНЯТИЙ………………………………………………………………………………..55
3.1. Цель, задачи программы ………………………………………55-56
3.2. Содержание программы …………………………………………56-61.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………………61-62
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ………………………63-66
ПРИЛОЖЕНИЕ………………………………………………………………………….67-74

Введение

Актуальность исследования. На нравственное развитие ребенка большое влияние оказывают примеры поведения окружающих его людей. Формирование мировоззрения ребенка зависит во многом от того, как он осознает поступки, совершенные как им самим, так и другими. Данная тема остается актуальной на протяжении многих лет. Несмотря на большое количество исследований, посвященных данной проблеме, однозначного ответа, какой же фактор оказывает наибольшее влияние на осознание поступков ─ нет. Одни ученые считают, что определяющим является исключительно семейное влияние, другие – что более значимым будет социальное окружения, не отрицаются и личностные особенности, через преломление которых будет осознаваться каждый поступок.
До настоящего времени осознания поступков рассматривалось с точки зрения эмоционального отношения ребенка к нравственным нормам, и с позиции влияния различных факторов на данный процесс, но при этом не учитывалось то, каким образом ребенок осознает поступки, совершенные как им самим, так и окружающими его людьми. Поэтому денная проблема на сегодняшний день не утратила своей новизны и требует дальнейшего рассмотрения. Все вышеизложенное и обусловило выбор темы исследования.
Цель исследования ─ рассмотреть процесс осознания поступков детьми 6-7 лет и выявить степень влияния психологических факторов на развитие данного процесса.
Объект исследования ─ осознание поступков детьми 6-7 лет.
Предмет исследования ─ влияние родительско-детских отношений на осознание поступков детьми 6-7 лет.
Гипотеза исследования. При проведении исследования мы исходили из следующих допущений:
— особенности родительско-детских отношений влияют на осознание поступков детьми 6-7 лет;
— индивидуально-типологические особенности детей влияют на осознание их поступков.
Для проверки гипотезы были выдвинуты следующие задачи:
1. Проанализировать литературу по данной теме.
2. Рассмотреть процесс осознания поступков детьми 6-7 лет на основе индивидуально-типологических особенностей детей и стилей родительско-детских отношений.
3. Разработать программу коррекционно-треннинговых занятий.
Методы исследования. Основными методами исследование явились беседа, наблюдение, тестирование. Были использованы следующие методики: «Осознание поступков» Л.А. Головей. тест А. Я Варга и В.В Столина.
Методологической основой являются труды Д. А. Леонтьева, Г. А. Урунтаевой, Л. С. Выготского, А. Н. Леонтьева, О. Е Смирновой, С. Л. Рубинштейна, И. Е. Анкудиновой.
База и этапы исследования. Исследование проводилось в течение 2007-2009 гг. на базе МОУ СОШ № 27 г. Иркутска. Психологическим обследованием было охвачено 46 младших школьника и 41 родитель. Исследование включало в себя три этапа. На первом этапе был проведен анализ психолого-педагогической литературы по проблеме исследования. На втором этапе проводился первичный диагностический срез. На третьем этапе была разработана и апробирована тренинговая программа, направленная на развитие умений самоанализа и преодоления психологических барьеров, мешающих полноценному самовыражению и осознанию своих поступков младшими школьниками.
Достоверность результатов и выводов обеспечивалась использованием апробированных методов исследования, взаимопроверкой результатов, полученных по разным методикам, комплексным применением валидных, надежных диагностических методик. Расчет статистических показателей производился с помощью табличного и графического метода представления первичных результатов. Для установления взаимосвязи между полученными в исследовании результатами применялись коэффициент порядковой корреляции Ч. Спирмена, t-критерий Стъюдента.
Практическая значимость исследования состоит в том, что полученные результаты, выводы и практические рекомендации могут быть использованы преподавателями при работе с учащимися. На основе материалов исследования разработана специальная программа для младших школьников, направленная на развитие умений самоанализа и преодоления психологических барьеров, мешающих полноценному самовыражению и осознанию своих поступков. Эта программа прошла практическую апробацию и используется в учебном процессе МОУ СОШ № 27 г. Иркутска.
Структура и объем работы. Дипломная работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка литературы. В тексте имеется 4 таблицы. Общий объем работы 74 страниц.