Защита информации

Особенности отнесения информации к коммерческой тайне

Актуальность данной темы основывается на том факте, что правовой институт коммерческой тайны является неотъемлемым атрибутом рыночной экономики. В процессе осуществления предпринимательской деятельности накапливается большое количество разнообразной информации, имеющей большое значение для успешного развития бизнеса. Выделение из этого количества информацию, которую необходимо оставить в тайне – важнейший аспект в организации бизнеса.

Для начала дадим определения терминов, которые в дальнейшем будут использованы:

1) коммерческая тайна – конфиденциальность информации, позволяющая ее обладателю при существующих или возможных обстоятельствах увеличить доходы, избежать неоправданных расходов, сохранить положение на рынке товаров, работ, услуг или получить иную коммерческую выгоду;

2) информация, составляющая коммерческую тайну, – научно-техническая, технологическая, производственная, финансово-экономическая или иная информация (в том числе, составляющая секреты производства – ноу-хау), которая имеет действительную или потенциальную коммерческую ценность в силу неизвестности ее третьим лицам, к которой нет свободного доступа на законном основании и в отношении которой обладателем такой информации введен режим коммерческой тайны;

3) режим коммерческой тайны – правовые, организационные, технические и иные принимаемые обладателем информации, составляющей коммерческую тайну, меры по охране ее конфиденциальности;

4) обладатель информации, составляющей коммерческую тайну, – лицо, которое владеет информацией, составляющей коммерческую тайну, на законном основании, ограничило доступ к этой информации и установило в отношении ее режим коммерческой тайны;

5) доступ к информации, составляющей коммерческую тайну, – ознакомление определенных лиц с информацией, составляющей коммерческую тайну, с согласия ее обладателя или на ином законном основании при условии сохранения конфиденциальности этой информации;

6) передача информации, составляющей коммерческую тайну, – передача информации, составляющей коммерческую тайну и зафиксированной на материальном носителе, ее обладателем контрагенту на основании договора в объеме и на условиях, которые предусмотрены договором, включая условие о принятии контрагентом установленных договором мер по охране ее конфиденциальности;

7) контрагент – сторона гражданско-правового договора, которой обладатель информации, составляющей коммерческую тайну, передал эту информацию;

8) предоставление информации, составляющей коммерческую тайну, – передача информации, составляющей коммерческую тайну и зафиксированной на материальном носителе, ее обладателем органам государственной власти, иным государственным органам, органам местного самоуправления в целях выполнения их функций.

Рассмотрим технологию отнесения информации к коммерческой тайне. Всю технологию можно разделить на пять этапов.

Первый этап – определение перечня информации составляющей коммерческую тайну.

Вторым этапом является ограничение доступа к информации, составляющей коммерческую тайну, путем установления порядка обращения с этой информацией и контроля за соблюдением такого порядка.

Третий этап – учет лиц, получивших доступ к информации, составляющей коммерческую тайну, и (или) лиц, которым такая информация была предоставлена или передана.

Четвертый этап – регулирование отношений по использованию информации, составляющей коммерческую тайну, работниками на основании трудовых договоров и контрагентами на основании гражданско-правовых договоров.

Заключительным, пятым, этапом является нанесение на материальные носители (документы), содержащие информацию, составляющую коммерческую тайну, грифа «Коммерческая тайна» с указанием обладателя этой информации.

Рассмотрим некоторые особенности в этом процессе.

На первом этапе приказом руководителя предприятия создается комиссия в составе не более 4–5 человек из наиболее квалифицированных и компетентных специалистов основных подразделений и представителей службы безопасности по определению сведений, составляющих коммерческую тайну. Если предприятие крупное либо производимая продукция имеет разнородный характер, можно создать несколько таких групп: одну – главную, в целях координации и обобщения результатов работы, остальные – в зависимости от необходимости по каждому отдельному участку. Когда предприятие состоит из нескольких человек, особенно на первых этапах, указанную задачу может решить один руководитель и значимость в создании комиссии отпадает. С другой стороны, индивидуальный предприниматель, являющийся обладателем информации, составляющей коммерческую тайну, и не имеющий работников может вообще не создавать перечень.

На втором этапе и положений четвертого этапа, касающихся регулирования трудовых отношений, индивидуальный предприниматель, являющийся обладателем информации, составляющей коммерческую тайну, и не имеющий работников так же, как и в первом случае может не предпринимать ни каких действий.

На пятом этапе под указанием обладателя информации понимается: для юридических лиц – полное наименование и место нахождения, для индивидуальных предпринимателей – фамилия, имя, отчество гражданина, являющегося индивидуальным предпринимателем, и место жительства.

В итоге рассмотрения данной темы можно отметить – технология отнесения информации к коммерческой тайне является сложным моментом в организации успешной работы фирмы (предприятия). При желании обладателя информации сохранить такую информацию в тайне, важно знать все тонкости этого процесса и уметь их грамотно применить.

И.В. Хликов

литература

  1. Федеральный закон Российской Федерации «О коммерческой тайне» от 29 июля 2004 г. – № 98–ФЗ.
  2. Глухов Н.И. Коммерческая тайна предприятия и технология её защиты: Учебно-методическое пособие. – Иркутск: ГУ НЦ РВХ ВСНЦ СО РАМН, 2005.

One thought on “Особенности отнесения информации к коммерческой тайне

Comments are closed.