Дипломная работа по психологии

Особенности переживаний и поведения людей в условиях хронического профессионального стресса

Тема работы: Особенности переживаний и поведения людей в условиях хронического профессионального стресса

Страницы: 74

Содержание

Введение…………………………………….……………………………….………3
Глава 1. Понятие профессионального стресса и стрессоустойчивости личности в психологической литературе ……………………………………….……………8

1.1 . Психологические аспекты эмоционального стресса……….….…………….8
1.2 Специфика понятия «профессиональный стресс»…….………….………….12
1.3. Факторы деятельности, вызывающие профессиональный стресс….………..16
1.4. Выводы…………………………………………………………………………..25

Глава 2. Особенности переживаний и проявлений профессионального стресса у социальных работников……………………………………………………………27

2.1. База и методы исследования………………………………………………….27
2.2. Анализ результатов исследования……………………………………………33
2.3. Выводы…………………………………………………………………………39

Глава 3. Коррекция стрессовых состояний социальных работников в условиях балинтовских групп………………………………………………………………..41

3.1. Характеристика коррекционной работы…….……………………………….41
3.2. Цель, задачи и принципы коррекционной работы………………………….45
3.3. Оценка эффективности программы…………………………………………..48
3.4. Психологические рекомендации социальным работникам…………………55
3.5. Выводы…………………………………………………………………………56

Заключение………………………………………………………………………….58
Список литературы…………………………………………………………………61
Приложение…………………………………………………………………………68

Введение
Актуальность исследования. На сегодняшний день наиболее актуальным предметом изучения в обширном спектре негативных функциональных состояний является анализ различных форм стрессовых состояний. В современной литературе именно они все чаще рассматриваются как основной источник «неблагополучия в труде» — как с точки зрения отрицательного влияния на результаты деятельности, так и развития различных форм личностного неблагополучия.
Как показывает статистика, длительное переживание стрессовых состояний или интенсивное воздействие стресс-факторов профессиональной среды могут привести к серьезным эмоциональным и соматическим нарушениям: психосоматическим заболеваниям, десоциализации, разным видам профессиональных и личностных деформаций. В связи с этим, остро встает вопрос о своевременной профилактике и коррекции стресса, которая, в первую очередь, должна основываться на полноценной диагностике ранних проявлений стресса, а также на выявлении индивидуальной предрасположенности конкретного человека к развитию стресса и использованию различных стратегий отреагирования стрессовых ситуаций. Это особенно важно для профессиональной деятельности специалистов, работающих в рамках системы «человек-человек». Одним из наиболее типичных и широко распространенных видов этих профессий является деятельность работников социальных служб.
В течение последних десятилетий основное внимание исследователей уделялось составлению перечней и систематизации возможных видов стресс-факторов и причин повышенной напряженности в деятельности социальных работников, а также их типичных негативных последствий для психологического и физического здоровья представителей данного вида труда. Важность проведения такого типа исследований не вызывает сомнения.
Специфика данной профессии заключается в большом количестве эмоционально насыщенных и когнитивно сложных межличностных контактов, что требует от социального работника значительного личного вклада в выполнение повседневных профессиональных обязанностей. Кроме того, как и в других профессиях, ориентированных на работу с людьми, большое значение имеет получение полноценной обратной связи об успешности и качестве работы — например, проявление уважения со стороны сотрудников, своевременное получение информации о качестве проведенных изменений или реализации новых планов и др. Воздействие указанных факторов ведет к возрастанию интенсивности когнитивных, эмоциональных и коммуникационных нагрузок, предъявляющих повышенные требования к психологическим ресурсам социальных работников.
Несмотря на то, что проблема интенсивного развития стресса как одного из главных источников неблагополучия и снижения эффективности деятельности социальных работников отмечается в большом числе публикаций, до настоящего времени она систематически не разработана. Все вышеизложенное и определило выбор темы дипломного исследования.
Цель исследования состояла в изучении особенностей переживания и проявлений профессионального стресса у социальных работников.
Объект исследования — содержание и условия реализации профессиональной деятельности социальных работников, определяющие особенности развития и проявлений профессионального стресса.
Предмет исследования — особенности переживания и проявлений профессионального стресса у социальных работников.
Гипотеза исследования. При проведении исследования мы исходили из ряда положений:
-Психологическая структура проявлений профессионального стресса у социальных работников характеризуется рядом специфических особенностей, которые определяются содержанием и формами организации их труда.
-Возрастные особенности оказывают опосредующее влияние на форму и степень выраженности синдромов профессионального стресса социальных работников.
Реализация поставленной цели и проверка выдвинутых гипотез осуществлялась в процессе последовательного решения следующих задач исследования:
1. Проведение концептуального анализа существующих подходов к изучению профессионального стресса и обоснование выбора методических средств, для реализации комплексной стратегии его изучения у социальных работников;
2.Сравнительный анализ особенностей переживаний и проявлений профессионального стресса у социальных работников разного возраста;
3.Подготовка рекомендаций по созданию специализированных программ профилактики и коррекции стресса у социальных работников разного возраста, с учетом индивидуализированных синдромов его проявлений и глубины деструктивных последствий.
Методологической базой исследования послужили основные положения психологической теории деятельности [Леонтьев, 1975] и их разработка в рамках психологического анализа профессиональной деятельности [Климов, 1996; Никифоров (ред.), 2000]; принципы системно-деятельностного подхода к изучению труда специалистов, работающих в рамках системы «человек-человек» [Климов, 1996, Деркач, 1995; Журавлев, 2004, 2005]. Современные парадигмы изучения профессионального стресса [Бодров, 1995, 2000; Касл, 1995; Леонова, 2000; Cooper (eds.), 2000; Lazarus, 1991].
База и методы исследования. Эмпирическая часть исследования проводилась в опросной форме с работниками социальных служб г. Иркутска. В исследовании принимало участие 40 испытуемых четырех возрастных групп: 25-34 года, 35-44 года, 45-54 года, 55-65 лет.
Для сбора данных и анализа результатов эмпирического исследования был использован комплекс методов, в состав которого вошли следующие группы конкретных методик и статистических процедур:
1. Стандартизованная анкета-интервью, направленная на получение исходной информации о профессионально-демографическом статусе всех сотрудников социальной службы, принявших участие в обследовании, состоянии их здоровья, особенностях образа жизни и наличии вредных привычек, отражающих наличие общих стресс-факторов в профессиональной и личной жизни;
2. Диагностико-оценочная часть комплексной системы (методика Т. Ронгинской и В. Гайды, методика экспресс-диагностики психоэмоционального напряжения Л. Ридера и О.С. Копиной) как основной метод получения верифицированных данных о качественной специфике синдромов профессионального стресса у обследованных категорий социальных работников на групповом и индивидуальном уровне;
3. Процедуры многомерной статистической обработки для обоснования данных о наличии существенных различий в психологической структуре профессионального стресса в зависимости от возраста социального работника, а также основных опосредующих индивидуальных факторов, которые включали подсчет основных показателей описательной статистики для сопоставления с тестовыми нормами, стандартные процедуры корреляционного анализа [Е. Сидоренко, 2003].
Достоверность результатов обеспечена концептуальным обоснованием иерархической схемы исследования профессионального стресса и использованием адекватного методического инструментария, комплектом сопровождающих описательных методик, а также применением современных статистических средств, для количественной и качественной обработки данных.
Теоретическая значимость работы заключается в развитии принципов структурно-интегративного подхода применительно к области изучения профессионального стресса, что позволяет рассматривать феноменологию этого сложного явления с позиций изменений в иерархической системе регуляции деятельности в зависимости от требований конкретных видов труда. В дипломном исследовании доказано наличие закономерной связи между спецификой синдромов профессионального стресса и содержательными характеристиками труда социальных работников разного возраста.
Практическая значимость работы. Описанная феноменология синдромов стресса и факторов, обуславливающих их развитие, может быть использована в качестве основы для разработки рекомендаций по психопрофилактике и коррекции острых и хронических стрессовых состояний, а также для предупреждения развития неблагоприятных последствий стресса в форме устойчивых личностных и поведенческих деформаций (синдром выгорания, тип А поведения, невротические проявления и др.).
Структура и объем работы. Дипломная работа состоит из введения, трех глав, заключения, выводов, списка литературы и приложений. Общий объем работы составляет 75 страниц.