Курсовые работы по психологии

Особенности переживания фрустрации у подростков

Тема: Особенности переживания фрустрации у подростков

Страницы: 41

Подростковый возраст – один из кризисных этапов в становлении личности человека. Он характеризуется рядом специфических особенностей. Это возраст кардинальных преобразований “в сфере сознания, деятельности и системы взаимоотношений. Этот этап характеризуется бурным ростом человека, формированием организма в процессе полового созревания, что оказывает заметное влияние на психофизиологические особенности подростка. Основу формирования новых психологических и личностных качеств составляет общение в ходе различных видов деятельности – учебной, производственной, творческих занятий и пр.”. (20, с.78-79). Естественными в этом возрасте являются стремления к проявлению взрослости, развитию самосознания и самооценки, интерес к своей личности, к своим возможностям и способностям. Для этого периода характерны частые стрессы, связанные с интенсификацией учебного процесса с переходом на новые формы обучения, с профессиональным самоопределением, а также проблемы в отношениях со сверстниками и родителями, часто не осознающими особенности физического и психического состояния повзрослевших детей. Часто стресс в их среде порождает неуверенность в будущем. Способы, которыми пользуются подростки в целях снижения эмоционального напряжения и выхода из стрессовой ситуации, известны: чаще всего это – агрессивное, аддиктивное или суицидальное поведение. Молодые люди, находясь под воздействием стрессовых ситуаций, не готовы к их преодолению и страдают от их последствий. Исследования показывают, что условия, в которых находятся учащиеся на заключительном этапе обучения в средней школе, формируют целый комплекс сложных переживаний.
Школьники постоянно сталкиваются с тем, что испытывают потребности, осуществление которых невозможно из-за наличия объективных или субъективных факторов. Хроническая ситуация неудовлетворённости, порождённая различными аспектами вхождения во взрослость, сохранением многочисленных ограничений, свойственных детскому возрасту, и появление новых обязанностей, неблагоприятно складывается на формирующемся характере.

Целью данного исследования является выяснение того, что представляет собой фрустрация в старшем школьном возрасте.
Исходя из цели исследования, были определены следующие задачи:
1) изучить литературу;
2) изучить понятие фрустрации;
3) определить ситуативные предпосылки фрустрации;
4) рассмотреть особенности переживания фрустрации в старшем школьном возрасте.
Предмет исследования: особенности переживания фрустрации в старшем школьном возрасте.
Объектом исследования является подросток.
Практическое значение исследования очень велико, поскольку чем больше будет известно о фрустрации, тем эффективнее будет воспитательная работа с подростками.
Структура курсового исследования. Работа состоит из введения, двух разделов (теоретической части и практической части), заключения, библиографии и приложений.

Введение…………………………………………… 3

I раздел Теоретическая часть

1 Фрустрация как состояние………………….……6
2 Проявления фрустрации…..……………………11
3 Фрустрация и агрессия…………………….……13
4 Фрустрация и стресс.……………………………21
5 Толерантность…………………………………….24

II раздел Практическая часть
Фрустрационный вербальный тест ………………26

Заключение………………………………………..29
Библиография……………… ………………….31
Приложение……………………………………….32