Социально-экономические науки

Особенности представлений о жизненной стратегии у будущих специалистов по рекламе

Профессиональный труд приобретает определенный смысл для личности в зависимости от выбранной им общей жизненной стратегии. Обозначенные В.Н. Дружининым [1] варианты жизненных стилей-стратегий не являются исчерпывающими, человек в течение своей жизни может совершенствоваться или деградировать, меняя выбранную ранее стратегию. Данные варианты стилей жизни представляют собой системообразующие формы, которые могут быть наполнены разными конкретными видами продвижения, вариантами карьеры, которые при всем своем многообразии могут иметь сходство, заданное идеальными субъективными моделями потребного будущего.

С целью изучения представлений студентов о жизненной стратегии, возможном профессиональном будущем, нами была использована методика Кроника–Головахи «Карта жизни» [2], «Методика незаконченных предложений». Также студентам была предложена анкета, отвечая на вопросы которой, нужно было выбрать вариант жизненной стратегии (по В.Н. Дружинину); оценить степень влияния изменений в обществе на осуществление жизненных планов и ряд других. Исследование проводилось на факультете права, социологии и СМИ ИРГТУ. В исследовании приняли участие студенты третьего курса, обучающиеся по специальности «Реклама». В общей сложности было обследовано 52 студента в возрасте от 19 до 22 лет (40 девушек и 12 юношей).

Результаты анкетирования показали, что у студентов преобладает следующее представление о жизни: «жизнь как достижение» – 50 %, «жизнь как творчество» – 26 %. Можно предположить, что респонденты уже имеют определенные результаты, некоторый опыт профессиональной деятельности, что позволяет им рассматривать будущую профессию как творческую и направленную на достижения. Причем, юноши выделили только два вышеназванных сценария, а среди ответов девушек встречаются варианты «жизнь по правилам» – 12%, «жизнь как сон» – 8 %, «жизнь как предисловие» – 6 %, «жизнь – трата времени» – 2 %, «жизнь против жизни» – 2 %. Предположение о том, что молодые люди рассматривают свою жизнь как предисловие, как подготовку к будущей жизни (жизнь начинается завтра) в нашем исследовании не подтвердилось. На вопрос «Повлияют ли внешние события на ваш жизненный сценарий, ваши жизненные и профессиональные планы?» 43 % опрошенных ответили «не повлияют». Вероятно, у данных студентов преобладает интернальный локус контроля и мотивация достижения успехов. По мнению большинства студентов (57 %), на осуществление их планов изменения в обществе повлияют существенно или частично. Можно предположить, что у молодых людей присутствует неуверенность в собственном профессиональном будущем, так как студенты на практике уже встречаются с профессиональными проблемами, с жизненными трудностями, но еще не уверены, что способны их разрешить самостоятельно.

Распределение студентов по предполагаемой продолжительности жизни обусловлено, на наш взгляд, гендерными особенностями. Интервалы продолжительности жизни у девушек имеют больший разброс, чем у юношей. Большинство девушек пределом своей жизни считают 70–79 лет, при этом есть респонденты, претендующие на долгожительство (90–100 лет), и, напротив, девушки, считающие, что после 40 лет жить бессмысленно. Юноши предполагают прожить минимум до 50 лет, максимум до 75 лет, возможно, учитывая статистику снижения средней продолжительности жизни мужчин в России. Далее оценивается соотношение насыщенности событиями периодов прошедшей жизни сравнению с настоящим и будущими периодами. Очевидно, что, чем выше насыщенность событиями прошлого по сравнению с будущим, тем в большей мере реализовались ожидания и замыслы обследуемого, тем он старше в психологическом смысле. К этому типу относятся 50 % юношей и 34 % девушек. Чем в большей мере перевешивает по насыщенности событиями будущее по сравнению с прошлым, тем моложе в психологическом смысле человек (в нашем исследовании таких студентов 18 % по всей выборке). Соотношение событий прошлого и будущего равномерно распределено у 32 % юношей и 48 % девушек. Гармоничная временная перспектива рассматривается нами как необходимая предпосылка развития личности и эффективности ее профессиональной деятельности.

Анализ данных по методике «Карта жизни» выявил у студентов наличие определенных установок. У большинства студентов (54 %) преобладают жизненные планы, направленные на дальнейшее обучение («закончить университет», «получить второе высшее образование»), на создание семьи («выйти замуж», «родить детей»), на общение («чаще общаться с друзьями», «найти близкого друга»), на саморазвитие («стать лучше», «развить творческие способности»), на материальное благополучие («купить квартиру, машину», «быть материально независимой»). На втором месте, в среднем по всей выборке, находятся трансцендентные намерения (28 %). Они включают в себя ожидание любви («встретить настоящую любовь»), желание отдохнуть («отправиться в путешествие»), ожидание счастья («стать счастливой»), надежду на благополучную старость («обеспечить достойную старость»). На профессиональные планы указывают в среднем по выборке 22 % студентов. Эти планы включают в себя: ожидание интересной работы («найти интересную работу»), желание сделать карьеру («сделать успешную карьеру»), надежду на хорошую оплату («получать достойную зарплату»), желание «достичь высот профессионального мастерства». В понимании карьеры присутствуют смыслы: «продвижение по служебной лестнице» (получение должности, достижений успеха), «повышение профессиональной компетентности» (профессиональный рост, стремление стать хорошим специалистом), «служение» (помогать людям, сделать мир лучше).

Итак, полученные данные не выявили выраженной направленности планов на профессионализацию. Это можно объяснить тем обстоятельством, что в рассматриваемой возрастной группе личностный рост прямо не связан с учебно-профессиональной деятельностью. Большинство обследованных отдают предпочтение реализации жизненных планов, связанных с семьей, поиском спутника жизни, стремлением к любви. Несомненно, важную роль в данном случае играет возрастно-половой состав обследованной группы (преобладают девушки). Традиционно для девушек одной из приоритетных является семейно-личная сторона жизни. Кроме того, профессиональное обучение в университете начинается в тот момент, когда студенты еще очень молоды и не стремятся к конкретной профессиональной идентичности. В это время они пытаются в большей степени разобраться в своих желаниях, способностях, возможностях и, основываясь на результатах такого самоанализа, рассматривают подходящие для себя варианты возможного профессионального будущего.

Таким образом, представления студентов о возможной жизненной стратегии обладают специфическими особенностями, выявленными в ходе нашего исследования. Жизненные перспективы преимущественно связаны с семьей и дальнейшим обучением; профессиональные – сосредоточены в сфере достижения профессионального мастерства и интересной работы. Наиболее насыщен планами временной промежуток, охватывающий ближайшие 5-15 лет. Это объясняется как объективными факторами (нестабильной обстановкой в обществе, снижением престижа профессии и т.д.), так и субъективными характеристиками (повышенной тревожностью, неуверенностью в собственных силах).

Е.А. Семенова

Литература

  1. Дружинин В.Н. Варианты жизни: Очерки экзистенциальной психологии. – М.: ПЕР СЭ, 2005. – 135 с.
  2. Кроник А.А., Головаха Е.И. Психологический возраст личности // Психологический журнал. – 1983. – № 5. – Т. 22. – С. 27–40.