Тема работы: Особенности профессионально-важных качеств менеджеров и их оценка по средствам тренинговой программы
Страницы: 62
Содержание
Введение ………………………………………………………………………… 3
Глава 1. Теоретический обзор проблемы отбора управленческих кадров в социально-психологической литературе ……………………………………….6
1.1. Структура профессионально-важных качеств менеджеров………….……6 1.2.Социально-психологическая оценка кандидатов как основное средство построения системы отбора кадров………………………………………….. . 14
1.3.Основные принципы оценки профессионально-важных качеств менеджеров …………………………………………………………………..…..18
1.4. Выводы ………………………………………………………………………21
Глава 2. Особенности оценки профессионально-важных качеств менеджеров……………………….………………………………………………..22
2.1.База и методы исследования …………………………………………………23
2.2. Анализ данных……………….………………………………………………..28
2.3. Выводы………………………………………………………………………….30
Глава 3. Программа оценки профессионально-важных качеств менеджеров..42
3.1. Характеристика программы …………………………………………………….42
3.2.Структурные компоненты программы……………………………………….44
3.3. Выводы ………………………………………………………………………..49
Заключение ………………………………………………………………………..51
Список литературы………………………………………………………………..53
Приложение ……………………………………………………………………….56
Введение
Актуальность проблемы. Одним из критических моментов организационной эффективности являются профессионализм и деловые качества ее персонала. Индивидуальные различия людей в способностях, мотивации, знаниях и умениях чрезвычайно велики, и нередко это серьезно отражается на эффективности их деятельности. Поэтому для каждой организации важно разработать эффективные методы отбора более продуктивных работников.
Цель профессионального отбора – выбрать из числа претендентов такого работника, который сможет успешно выполнить порученную ему задачу и тем самым внести свой вклад в достижение общей цели организации. Несоответствие отдельных работников своим обязанностям, недостаток мотивации, знаний или способностей в конечном счете приводят к тому, что и организация в целом теряет свою эффективность и неизбежно проигрывает в конкурентной борьбе.
Для коммерческих предприятий роль профессионально важных качеств менеджера является ключевой. Повышение качества управленческого состава с помощью оценки профессионально-важных качеств является важным резервом повышения общей эффективности организации. Вот почему основное внимание в нашей работе было уделено изучению основных приемов и принципов построения системы отбора управленческих кадров в малых и средних формах современного бизнеса.
Целью явилась оценка профессионально-важных качеств менеджеров по средствам тренинговой программы.
В соответствии с целью были поставлены следующие задачи:
1. Изучить литературу по проблеме оценки профессионально-важных качеств менеджеров.
2. Выявить особенности профессионально важных качеств менеджеров.
3. Разработать и апробировать программу оценки профессионально-важных качеств кандидатов на должность менеджера с использованием тренинговых занятий.
В качестве рабочей гипотезы мы выдвинули положение о том, что целенаправленное использование комплекса диагностических методик и тренговых занятий, при решении задач оценки профессионально-важных качеств кандидатов на менеджерские позиции, может содействовать принятию обоснованного решения о соответствии кандидата данной должности. При этом мы приняли допущение о том, что в структуру профессионально важных качеств менеджеров входят интеллектуальные, мотивационные и коммуникативные качества.
Объект исследования ─ профессионально-важные качества менеджера.
Предмет исследования ─ особенности оценки профессионально-важных качеств менеджеров по средствам тренинговой программы.
Методологической основой данной работы явились положения отечественной психологии о присвоении индивидом в процессе его развития материальной и духовной культуры; теоретические положения о развитии личности, в зависимости от ее места в системе общественных отношений, сформулированных в трудах Л. С. Выготского, В. Ф. Ломова, С. Л. Рубинштейна и В. А. Ядова.
Методы исследования. На разных этапах работы и при решении отдельных задач использовались следующие методы: анализ научной литературы по проблеме исследования, изучение анкетных данных кандидатов, наблюдение, полуструктурированное интервью. Для решения диагностических задач исследования использовался блок методик: опросник Р. Кеттела, опросник Шуберта, методики Элерса, опросник «Коммуникативные и организаторские способности».
Достоверность результатов и выводов обеспечивалась использованием апробированных методов исследования, взаимопроверкой результатов, полученных по разным методикам, комплексным применением валидных, надежных диагностических методик. Расчет статистических показателей производился с помощью табличного и графического метода представления первичных результатов. Для установления взаимосвязи между полученными в исследовании результатами применялись коэффициент порядковой корреляции Ч. Спирмена, коэффициент линейной корреляции Пирсона и Н – критерий Крускала-Уоллиса.
Практическая значимость работы состоит в том, что полученные результаты, выводы и практические рекомендации могут быть использованы специалистами отделов персонала при работе с кандидатами на должность менеджера. На основе материалов исследования разработана специальная программа, направленная на оценку профессионально важных качеств менеджеров. Эта программа прошла практическую апробацию и используется в ООО «Изумруд» г. Слюдянки.
Объем и структура дипломной работы. Работа имеет объем 66 страниц машинописного текста, состоит из введения, 3 глав, заключения. В тексте имеется 2 таблицы, 4 рисунка, список использованной литературы включает 51 источник. К работе дано приложение на 10 листах.