Одна из основных задач старшей ступени обучения в школе — повышение профессиональной зрелости учащихся, то есть способности сделать профессиональный выбор, используя при этом собственные ресурсы и имеющуюся информацию. Однако для того, чтобы сделать этот выбор, для старшеклассника недостаточно представления о своих интересах и способностях. По Пряжникову, центральной проблемой развития личности специалиста остаётся развитие его ценностно-смысловой сферы, развитие его готовности поставить перед собой и дать ответ на вопрос: ради чего я живу и работаю? Поэтому в нашем исследовании профессиональное самоопределение старшеклассников конкретизируется в понятиях профессиональной направленности, карьеры, смысла, жизненных ориентаций. Таким образом, цель исследования — определить особенности профессиональной направленности старшеклассников с различными типами жизненных ориентаций.
В результате анализа литературы мы пришли к пониманию профессиональной направленности как интегрального качества личности, в основе которого лежит система мотивов и потребностей, профессиональный интерес к выбранной деятельности [5]. Смысловые ориентации мы понимаем как относительно устойчивую и автономную иерархически организованную систему, включающую в себя ряд разноуровневых смысловых структур, функционирующих как единое целое [4]. Карьерные ориентации — это внутренняя сторона карьеры, то, как человек её воспринимает, каков образ его профессиональной жизни и собственной в ней роли [1]. Тип жизненных ориентаций человека по Е.Ю. Коржовой определяет комбинация нескольких подструктур: трансситуационное творчество и трансситуационный локус контроля. Всего выделяют 4 типа: преобразователь, гармонизатор, пользователь и потребитель [3].
Исследование проводилось на базе школ №9, №17, №24 в Городском профориентационном центре. Участвовали 103 человека в возрасте 14-15лет. Использовались следующие методики: «Профиль» Г. Резапкиной; «Определение предпочитаемого типа профессии» Е.А Климова; опросник «Определение ведущего полушария»; «Якоря карьеры» Э. Шейна; тест «Смысложизненные ориентации» Д.А. Леонтьева; и «Опросник жизненных ориентаций» Е.Ю. Коржовой.
В результате исследования выяснено, что в большей степени старшеклассников интересуют физика и математика (21% от общего числа испытуемых), профессии типа «человек — художественный образ» (49%), тип мышления в основном гармоничный (55%). Большинство старшеклассников имеют среднюю и низкую осмысленность жизни (37 и 36%), в карьере ориентированы на менеджмент и стабильность работы (средние стэновые значения 7,18 и 7,77). Среди них наиболее популярен тип жизненных ориентаций «Потребитель» и смешанные типы (13 и 56%).
Полученные результаты были подвергнуты статистической обработке (использовался критерий ранговой корреляции Спирмена). Отдельно произведён расчёт для всей выборки в целом, а также для четырёх типов жизненных ориентаций. Выяснено, что учащиеся с высокой осмысленностью жизни имеют интернальный локус контроля и логический тип мышления, наблюдается взаимосвязь локуса контроля и типа мышления с некоторыми карьерными ориентациями, а также сложные взаимосвязи карьерных и смысловых ориентаций.
Для типа «Преобразователь» характерны следующие особенности. Профессиональные интересы разнообразны, при этом в большей степени выражен интерес к физике и математике, а также к литературе и искусству; предпочитают профессии типа «человек — художественный образ». Высокая осмысленность жизни свойственна трети испытуемых — достаточно высокий показатель. По Коржовой, «Преобразователь» имеет самые богатые связи с миром, и наше исследование это подтверждает. Яркий представитель этого типа имеет разнообразные карьерные ориентации: менеджмент, служение, интеграцию стилей жизни, предпринимательство, и имеет при этом высокую осмысленность жизни в настоящем и будущем. При низкой осмысленности «Преобразователь» ориентирован на достижение профессиональной компетентности и стабильность места жительства — самые непопулярные среди старшеклассников якоря карьеры.
Профессиональные интересы «Гармонизаторов» также разнообразны. В большей степени характерны интересы к литературе и искусству и к истории и политике. Они предпочитают профессии типа «человек — художественный образ» и «человек — человек», преобладают гармоничный и художественный тип мышления. Высокая осмысленность жизни свойственна им в меньшей степени. «Гармонизатор», если он яркий представитель своего типа и имеет высокую осмысленность будущего и настоящего, в карьере ориентирован на служение, вызов и менеджмент. Это можно объяснить тем, что именно при таких карьерных ценностях возможно осуществление целей «Гармонизатора».
Для типа «Пользователь» характерен интерес к спорту и военному делу; предпочитают профессии типа «человек — художественный образ»; преобладают гармоничный и художественный тип мышления. Высокая осмысленность жизни свойственна трети испытуемых. Яркий представитель этого типа отвергает служение, скорее ориентирован на менеджмент, что вполне согласуется с описанием типа
Коржовой. С осмысленностью жизни связана ориентация на вызов, то есть, возможно, преодоление препятствий, конкурентная борьба привносит смысле жизнь «Пользователя».
Для типа «Потребитель» характерен интерес к физике и математике. Предпочитают профессии типа «человек — художественный образ» и «человек — знак». Преобладают гармоничный и логический тип мышления. Высокая осмысленность жизни свойственна в небольшой степени. Яркий представитель этого типа переживает бессмысленность жизни, в меньшей степени ориентирован не компетентность, стабильность места жительства и интеграцию стилей жизни. Очевидно, ориентация на интеграцию различных сторон образа жизни для «Потребителя» привносит смысл в процесс жизни.
Итак, данные, полученные при анализе четырёх типов жизненных ориентаций, вполне согласуются с описанием этих типов Коржовой. Таким образом, гипотеза о существовании взаимосвязи между карьерными и смысловыми ориентациями старшеклассников при различных типах жизненных ориентаций подтверждена: такая взаимосвязь действительно существует.
Задача развития была решена в ходе исследования на базе Городского профориентационного центра в рамках элективного курса «Как стать успешным» Л.П. Сверч с добавлением авторских элементов [2]. Цель курса — повышение у старшеклассников уровня профессиональной зрелости. Программа реализовывалась в виде информационного, диагностического и практического блоков, были предусмотрены различные игры и самостоятельная работа учащихся, по завершении курса предусмотрена зачётная работа и индивидуальная консультация. В результате программы увеличилось количество учащихся, определившихся с выбором профессии и учебного заведения, профессиональные интересы стали более конкретными (см. таб. 1). Расширены их знания о мире профессий и потребностях современного рынка труда, а также о собственных ресурсах и возможностях их использования. У выпускников уменьшены противоречия между желаниями, возможностями и потребностями рынка. Старшеклассникам дан стимул к активному самоопределению. Всё это позволяет сделать вывод о повышении профессиональной зрелости учащихся.
Данным исследованием намечены дальнейшие перспективы разработок по проблеме профессиональной направленности старшеклассников. Ещё предстоит ответить на вопросы о механизмах формирования профессиональной направленности, выяснить причины, обуславливающие различие особенностей профессиональной направленности старшеклассников с различными типами жизненных ориентаций и другие.
Делюгина Б.А.
Литература
- Гари Десслер, Управление персоналом. — М, 1997
- Как стать успешным: Элективный курс по психологии: Метод, пособие / Л.П. Сверч — Иркутск: Изд-во Иркут, гос. пед. ун-та, 2006. — 112 с.
- Коржова Е.Ю. Психологическое познание судьбы человека. — СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена; Издательство «СОЮЗ», 2002. — 334с.
- Леонтьев Д.А. Психология смысла. М.: Смысл, 19 487 с.
- Пряжников Н.С., Пряжникова Е.Ю. Психология труда и человеческого достоинства: Учеб, пособие для студ. высш. учеб, заведений. — М.: Издательский центр «Академия», 2003. — 480 с.