Психология

Особенности профессиональных деформаций воспитателей дошкольных учреждений

В последнее время проблема влияния профессиональной деятельности на личность специалиста стала предметом пристального научного интереса. Данной проблемой занимались такие исследователи, как С.А. Рубинштейн, С.Ф.Безносов, И.В.Вачков, Е.А.Климов, А.К.Маркова, Л.И.Митина, В.А.Орел, В.В. Руденский, В.Г. Асеев. Ученые указывают на негативное влияние профессии на личность и рассматривают формирование профессиональных деформаций, которые определяют как изменения в личности, не соответствующие нормам профессиональной деятельности и профессиональной этики.

Анализ психологической литературы показал, что в большей степени профессиональным деформациям подвержены представители профессий типа «человек-человек». В своих исследованиях ученые рассматривают особенности проявления деформаций среди представителей разных профессий: менеджеров, врачей, работников правоохранительных органов, психологов, учителей. Профессиональные деформации учителей представлены исследованиями С.Е. Борисовой, Е.А. Климовым, Р.М. Грановской, А.К. Марковой, Л.М. Митиной, Н.Б. Москвиной, Т.В.Форманюк [4,5,6,8]. Где ученые рассматривают причины, виды, проявления деформаций, предлагают программы помощи и психологической поддержки учителей. Но изучение профессиональных деформаций личности воспитателей дошкольных учреждений еще не стало предметом специального исследования, при этом педагог дошкольного учреждения — воспитатель — является представителем начальной ступени в системе образования. Становление полноценной, гармоничной личности зависит от уровня профессиональной компетентности воспитателя, развитых профессионально важных качеств и личностных характеристик.

Отсутствие практических методов и приемов в отношении коррекции и профилактики профессиональных деформаций педагогов детского сада, способствовало изучению данной проблемы.

Анализ психологической литературы показал, что термин «деформация личности» трактуется по- разному (В.В. Руденский, С.Ф. Безносов, Э.Ф. Зеер, Н.Б. Москвина). Опираясь на мнение Н.Б. Москвиной [7], под профессиональными деформациями мы понимаем, отклонения от оптимального развития личности, проявляющиеся в трех сферах: на уровне психических процессов, психических состояний и в социально-психологических качествах, затрудняющих и снижающих эффективность профессиональной деятельности.

Специфические особенности профессиональной деятельности воспитателя детского сада такие как: высокая степень ответственности за жизнь и здоровье детей, эмоциональная перегруженность, интенсивность чередования различных видов деятельности, высокая двигательная активность, не всегда приводят к профессиональным деформациям личности. Р.М. Грановская [2] выделила наличие у педагога особенностей, обуславливающих его предрасположенность к деформациям: высокий уровень ригидности, неадекватная самооценка, мотивация избегания неудач, низкий уровень фрустрационной толерантности, недостаточный уровень самопринятия.

Изучив особенности педагогической деятельности воспитателя и основные требования, предъявляемые к личности воспитателя, мы представили модель воспитателя по принципу иерархии и взаимообусловленности. При составлении модели мы опирались на исследования Л.Ф. Спирина, В.А. Петровского, А.К. Марковой, Г.В. Суходольского, О.А. Лапиной, Н.Н. Пядушкиной, которая включает в себя пять взаимосвязанных блоков: педагогическая направленность (в него входит система взглядов, убеждений, сформированность психических процессов); эмоционально-волевой блок предполагает адекватную самооценку, эмоциональную устойчивость; социально-психологические качества, необходимые педагогу для осуществления деятельности в детском саду: гуманность, активность, ответственность, толерантность, эмпатия, любознательность, организованность, наблюдательность; блок «Профессиональная компетентность», включающий в себя профессиональные знания, умения, навыки и способность к рефлексии; блок «Самосовершенствование», предполагающий саморазвитие, повышение своей квалификации. На основе данной модели, представляется возможным исследовать профессиональные деформации личности воспитателей и наметить пути их коррекции.

Изучение особенностей профессиональных деформаций личности воспитателей дошкольного учреждения проходило с помощью методики А. Эллиса, методики диагностики уровня эмоционального выгорания В.В. Бойко и методики Т. Лири.

Методика А. Эллиса позволила нам определить особенности профессиональных деформаций на уровне психических процессов и представить степень выраженности рациональных — иррациональных установок. Полученные показатели свидетельствуют о том, что в данной выборке испытуемых выраженное наличие иррациональных установок имеется по 4 шкалам: «катастрофизация», «долженствование по отношению к себе», «долженствование по отношению к другим» и «самооценка». По шкале «низкая фрустрационная толерантность» данные говорят о ее наличии. Это говорит о стереотипности мышления, восприятия, ригидности установок педагогов, категоричность суждений, низком уровне стрессоустойчивости, завышенных требованиях к себе и другим.

Методика В.В. Бойко «Синдром эмоционального выгорания», позволила отследить реакцию на внешние и внутренние факторы, приемы психологической защиты, состояние нервной системы, которые характеризуют профессиональные деформации на уровне психических состояний.

Средние показатели свидетельствуют о том, что в данной выборке воспитателей Синдром эмоционального выгорания сформирован, наиболее выраженной фазой Синдрома является фаза «резистен- ции», которая выражается расширением сферы экономии эмоций, неадекватным эмоциональным реагированием, редукцией профессиональных обязанностей. Остальные симптомы, сформированные в других фазах эмоционального стресса, такие как: переживание психотравмирующих обстоятельств, тревога и депрессия, эмоциональный дефицит, психосоматические и психовегетативные нарушения, выступают своеобразной психологической защитой от воздействия психотравмирующих обстоятельств, связанных с особенностями профессиональной деятельности.

По методике Т.Лири, направленную на определение индивидуальных черт и типа межличностного взаимодействия, мы выявили такие особенности личности воспитателей, как стремление удовлетворить требования всех, принося в жертву свои интересы, «быть хорошим» для всех без учета ситуации, зависимость самооценки от мнения других, развитые механизмы вытеснения и подавления, навязчивость в своей помощи, неадекватное принятие на себя ответственности за других, склонность к идеализации межличностных отношений, подавленная или вытесненная враждебность, вызывающая повышенную напряженность, склонность к психосоматическим заболеваниям.

Подводя итог вышесказанному, профессиональные деформации личности воспитателей дошкольных учреждений характеризуются: стереотипностью мышления и восприятия; ригидностью установок; категоричностью суждений; низким уровнем стрессоустойчивости; завышенными требованиями к себе и другим; неадекватной самооценкой; повышенным уровнем тревожности, раздражительностью; расширением сферы экономии эмоций; неадекватным эмоциональным реагированием, пассивностью; редукцией профессиональных обязанностей, деперсонализацией; психосоматическими нарушениями; догматической приверженностью общепринятым правилам и инструкциям; гиперответственностью, назидательностью, сверхконтролем всех ситуаций; низкой коммуникабельностью.

Результаты констатирующего эксперимента позволили наметить перспективы дальнейшего изучения поставленной проблемы: разработка и внедрение коррекционно-обучающей программы, направленной на обогащение психологическими знаниями педагогов по проблеме профессиональных деформаций личности; обучение способам познания себя и окружающих; выработку коммуникативных и рефлексивных навыков; снятие психоэмоционального напряжения и развитие навыков саморегуляции.

Грекова Ю.В.

Литература

  1. Асеев В. Г. Психология труда: Учебное пособие. Ч. 1/ В. Г. Асеев; Иркутский государственный университет (Иркутск). — 2-е изд. — Иркутск: ИГУ, 2005.
  2. Грановская Р.М. Элементы практической психологии. — А.:ЛГУ, 1984.
  3. Зеер Э.Ф. Психология профессий./ Э.Ф. Зеер. — Екатеринбург: Изд-воУГППУ, 1999.
  4. Климов Е.А. Психология профессионала: избранные психологические труды/ Е. А. Климов. — М.: МПСИ; Воронеж: НПО МОДЭК, 2003.
  5. Маркова А.К. Психология труда учителя. М.: Просвещение, 1993.
  6. Митина Л.М. Психология профессионального развития учителя. М.: Сентябрь, 1998.
  7. Москвина Н.Б. Личностно-профессиональные деформации педагогов. //Педагогическое образование и наука, №5, 2004. — с.32-37.
  8. Форманюк Т.В. Синдром «эмоционального сгорания» как показатель профессиональной дезадаптации учителей. //Вопросы психологии, №6,9, 1994. — с.54-67.