учет и аудит

Особенности процедуры внешнего управления при банкротстве предприятий

Процедура внешнего управления в российской практике является одной из процедур банкротства, определенной ст. 2 Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)» от 26 октября 2002 г. № 127-ФЗ (далее – Закон о банкротстве), как «процедура банкротства, применяемая к должнику в целях восстановления его платежеспособности». Внешнее управление вводится арбитражным судом после окончания стадии наблюдения, как правило, на основании решения собрания кредиторов на срок не более чем восемнадцать месяцев. Этот срок при определенных условиях продлевается не более чем на шесть месяцев. Введение внешнего управления, продление или прекращение его срока оформляется определением суда. С даты введения внешнего управления прекращаются полномочия руководителя должника, управление делами должника возлагается на внешнего управляющего. С момента введения внешнего управления должник теряет право распоряжения своим имуществом и устраняется от управления им. С этого момента несостоятельный должник не может совершить ни одного юридического акта, последствия которого распространились бы на его имущество. А управление и распоряжение имуществом несостоятельного должника переходит к особому органу, учреждаемому судом.

С введением внешнего управления отменяются ранее принятые меры по обеспечению требований кредиторов; аресты на имущество должника и иные ограничения должника в части распоряжения принадлежащим ему имуществом могут быть наложены исключительно в рамках процесса о банкротстве, вводится мораторий на удовлетворение требований кредиторов по денежным обязательствам и об уплате обязательных платежей.

Одна из задач внешнего управления – сохранение имущества должника. Для этого должнику запрещается свободное совершение определенных сделок. Например, должник не может совершать крупные сделки и сделки, в совершении которых имеется заинтересованность внешнего управляющего. Важным этапом данной процедуры является разработка плана внешнего управления, которую осуществляет внешний управляющий в течение месяца с даты своего утверждения. План внешнего управления является основным документом, на основании которого внешний управляющий осуществляет мероприятия по восстановлению платежеспособности должника и сохранению в оптимальном состоянии его имущества для возможного создания конкурсной массы должника с одновременным ведением хозяйственной деятельности.

Утвержденный собранием кредиторов план внешнего управления реализуется внешним управляющим. По требованию собрания кредиторов внешний управляющий обязан отчитываться перед ним и представлять отчеты о ходе реализации плана. Не санкционированные собранием кредиторов отступления от плана недопустимы; они могут повлечь за собой ходатайство собрания кредиторов об отстранении внешнего управляющего. План внешнего управления может быть признан арбитражным судом недействительным полностью или частично по ходатайству лиц, права и законные интересы которых были нарушены. Внешний управляющий обязан отчитаться перед собранием кредиторов и перед судом о своих действиях и об их результатах. Требования к отчету внешнего управляющего определены Законом о банкротстве (ст. 117–119), и утверждены Постановлением Правительства Российской Федерации от 22 мая 2003 г. № 299 «Об утверждении общих правил подготовки отчетов (заключений) арбитражного управляющего».

По результатам рассмотрения отчета внешнего управляющего собрание кредиторов вправе принять одно из следующих решений:

– об обращении в арбитражный суд с ходатайством о прекращении внешнего управления в связи с восстановлением платежеспособности должника и переходе к расчетам с кредиторами;

– об обращении в арбитражный суд с ходатайством о прекращении производства по делу в связи с удовлетворением всех требований кредиторов, включенных в реестр требований;

– об обращении в арбитражный суд с ходатайством о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства;

– о заключении мирового соглашения.

Отчет внешнего управляющего подлежит обязательному рассмотрению арбитражным судом. Результаты рассмотрения отчета внешнего управляющего арбитражный суд оформляет судебным актом в виде определения, в случае открытия конкурсного производства судебный акт называется решением. В определении о переходе к расчетам с кредиторами устанавливается срок окончания расчетов с кредиторами, который не может превышать шести месяцев с даты вынесения определения. После окончания расчета с кредиторами арбитражный суд выносит определение об утверждении отчета управляющего и о прекращении производства по делу о банкротстве. Если в установленный срок не произведены расчеты с кредиторами, суд принимает решение о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства.

Как показывает статистика, платежеспособность предприятий-должников восстанавливается крайне редко. В Иркутской области в 2004 году из восьми предприятий, находящихся в процедуре внешнего управления, ни одно не смогло восстановить свою платежеспособность. Во многих случаях удалось бы избежать банкротства, будь во главе предприятий более ответственные и компетентные руководители. Отсутствует на предприятиях-должниках действенный контроль учредителей (участников) и акционеров за финансово-хозяйственной деятельностью организации. Видимо, более эффективной должна быть деятельность федеральных, региональных и муниципальных органов, управляющих государственным имуществом, по предупреждению банкротства.

Таблица 1

Процедуры банкротства в Иркутской области за 2003–2005 гг.

Процедуры 2003 2004 2005
Наблюдение 95 104 121
Внешнее управление 4 8 2
Конкурсное производство 164 205 370
Всего 263 317 493

В таблице 1 представлены данные процедур банкротства по Иркутской области. Так, в 2003 году на 263 процедуры банкротства приходилось 164 процедуры конкурсного производства, что составляет 64,2 %, и 4 процедуры внешнего управления (1,5 %); в 2004 году на 317 предприятий, находящихся в процедурах банкротства, – 205 процедур конкурсного производства (64,7 %) и 8 процедур внешнего управления (2,5 %); в 2005 году на 493 процедуры – 370 процедур конкурсного производства (75 %) и только 2 предприятия, на которых было введено внешнее управление (0,4 %).

По статистическим данным Высшего Арбитражного Суда РФ, в России в 2000 году восстановлена платежеспособность и прекращено всего 50 дел о банкротстве, в 2001 году – 52, в 2002 году – 21, в 2003 году – 28, в 2004 году – 14. Таким образом, за последние пять лет восстановлена платежеспособность 165 предприятий, находящихся в процедурах банкротства (в среднем 31 дело в год), что составляет 0,1 % от 150458 завершенных дел о банкротстве за все указанные годы. Эти данные свидетельствуют о низкой эффективности процедуры внешнего управления.

М.Ю. Иванникова

Литература

  1. Федеральный закон «О несостоятельности (банкротстве)» от 26 октября 2002 г. № 127–ФЗ.
  2. Постановление Правительства Российской Федерации от 22 мая 2003 г. № 299 «Об утверждении общих правил подготовки отчетов (заключений) арбитражного управляющего».