Психология

Особенности проявления агрессии у бурятских и русских старшеклассников

Проблема агрессивного поведения остается актуальной на протяжении всего существования человечества. Имеются представления о том, что агрессивность имеет исключительно биологическое происхождение, а также о том, что она связана главным образом с проблемами воспитания и культурой. По мимо этого существует еще множество исследований агрессии и предположений о ее происхождении и ее природе в целом.

Слово «агрессия» происходит от латинского «aggredi», что означает «нападать». Оно издавна бытует в европейских языках, однако, значение ему придавалось не всегда одинаково. До конца XIX века агрессивным считалось любое активное поведение, как доброжелательное, так и враждебное. Позднее, значение этого слова изменилось, стало более узким. Под агрессией стали понимать враждебное поведение в отношении в отношении окружающих людей, именно как инстинкт самосохранения. Также ее рассматривали, как результат социально-политической катастрофы.

Агрессия — это любая форма поведения нацеленного на оскорбление или причинение вреда другому живому существу, не желающему подобного обращения.

Агрессия является одним из частных способов решения проблем, возникающих в сложных и фру- стрирующих ситуациях, вызывающих психическую напряженность.

Агрессия — это такое выражение эмоций, которое всегда заставляет человека действовать, идти на какие-то героические поступки, унижения и на уголовно-наказуемые действия. Многие годы человечество существовало в мире войн, межэтнических конфликтов. Именно межэтническое неприятие и до сих пор ведет к конфликтам. Уничтожение людей другой расы или этноса, не может быть оправдано, а почему люди до сих пор ведут войны никто не может сказать с точностью и стараются объяснить это с разных сторон, агрессия является одной из сторон этого вечного конфликта людей разного этноса.

Развитие и формирование агрессивности тесно связаны с динамикой аффективных симптомов. Различные типы эмоций сопровождают этапы зарождения, последующего развития и кульминации агрессии. Это своего рода сигналы, говорящие о глубине поражения, направленности патологической агрессии и перспектив ее воплощения в криминальном плане. Результаты исследований показывают, что агрессивные дети (которые не обладают навыками социального общения), став взрослыми, как правило, тоже демонстрируют агрессивное поведение или криминальное поведение. Уровень агрессивности представляет собой врожденную характеристику индивида и по мере его взросления приобретает характер устойчивой личностной черты.

Межэтнические отношения — это не только соперничество либо сотрудничество между группами, это и отношение к группе, которое проявляется в представлениях о них, от положительных образов до предрассудков. Этнический конфликт — это любая форма конкуренции между группами — от реального противоборства за обладание ограниченными ресурсами, до предполагаемого расхождения интересов — во всех тех случаях, когда в восприятии хотя бы одной из сторон противостоящая сторона определяется с точки зрения этнической принадлежности ее членов.

Целью исследования — является выявление особенностей проявления агрессии у бурятских и русских старшеклассников.

Объект работы — эмоциональная сфера личности школьников.

Предмет работы — особенности появления агрессии у бурятских и русских старшеклассников.

Задачи:

  1. Определить понятие агрессии.
  2. Выявление этнопсихологических особенностей агрессии у школьников.

Гипотеза — предполагаем, что существуют этнопсихологические особенности проявления агрессии у школьников.

Исследование: в нем принимали участие учащиеся 10 — х классов (20 человек), разных сельских школ:

  1. Икинатская средняя школа (Аларский район, УОБАО, буряты);
  2. Тыргетуйская средняя школа (Аларский район, УОБАО, русские).

Со школьниками проводилось комплексное исследование, на выявление уровня агрессивности и на возможность межличностных конфликтов. Применялись методики:

  1. Опросник Басса-Дарки на выявление уровня агрессивности;
  2. Исследование межличностных отношений, методика Т.Лири;

Анализ полученных данных:

  1. Методика Т. Лири.

структура межличностных отношений

Как видно из графика, для представителей бурятского этноса характерно преобладание прямолинейно-агрессивного, властно-лидирующего и сотрудничающего-конвенциального типов взаимоотношений. По 3 октанту можно сказать, что бурятские школьники не терпимы к критике, упрямы, устойчивы и склонны обвинять окружающих. По 1 октанту можно сказать, что они склонны к переоценке своих возможностей, повышенному уровню притязаний По 7 октанту гибки в решении проблем, стремятся помочь и быть в центре внимания, заслужить признания.

Для русских характерно преобладание прямолинейно-агрессивного, сотрудничающего-конвенци- ального и властно-доминирующего. В принципе у них преобладают одинаковые типы взаимоотношений, только в разном порядке реагирования.

различные виды агрессивности

  1. Опросник Басса — Дарки.

Из графика видно, у русских школьников более заметно проявляется склонность к вербальной агрессии (9,2), выше, чем у бурятских школьников показатели по шкале вербальная агрессия(4,4 у бурят — 3,9). Также следует обратить внимание на уровень чувства вины (6,7), это может говорить о том, что возможно они проявляя свою агрессию думают о том, что где-то они что-то сделали не так. И агрессию направляют на себя, идет внутренний конфликт. Раздражительность(5,4), говорит о возможности легко приходить в это состояние и возможно это приведет к нежелательным последствиям, а именно каких-то нежелательных высказываний ив адрес школьников бурятской национальности.

У бурятских школьников также преобладает склонность к вербальной агрессии (8,3), можно предположить, что все свои проблемы они стараются решать с помощью языка, т.е. криков, ругани и т.д. Также высокое значение имеет физическая агрессия(6,9), возможность применить силу используется, если это необходимо. Можно обратить внимание на чувство вины (6,2), также возможен внутренний конфликт, какие-то проблемы могут мешать в решении проблем и мучают изнутри.

Общий показатель агрессии (индекс агрессии) можно сказать близок по своим значениям и у респондентов русских (17,6) и у респондентов бурят (18,9), оставаясь на среднем уровне, что позволяет говорить о возможности благоприятных межэтнических контактов.

В заключении можно сказать, что межэтнические конфликты у школьников присутствуют, конечно, но в большинстве случаев агрессия проявляется вербально и применение физической силы не является главным показателем в решении конфликтов.

Можно сказать, что предложенная нами гипотеза полностью не подтвердилась.

Шоломей Е.А.

Литература

  1. Берковиц Д. Агрессия: причины, последствия и контроль. — СПб.: прайм-ЕВРОЗНАК, 2000 г. 512 с,
  1. Изард К.Э. Психология эмоций. — СПб.: Питер, 2004. — 464с.: ил. — (Серия «Мастера психологии»).
  2. Можгинский Ю.Б. Агрессивность детей и подростков: Распознавание, лечение, профилактика. М.: «Когито-центр», 2006. — 181 с.
  1. СтефаненкоТ.Г. Этнопсихология: Учебник для вузов/-3-еизд.,испр. идоп. — М.: Аспект Пресс, 2003. — 368 с.
  2. Хренников О.В. Типология и структура невербальных проявлений агрессивного поведения в различных этнических группах //Таврический журнал психиатрии, №3, 1997. — с. 96-104.