Психология

Особенности проявления синдрома эмоционального выгорания у представителей различных профессий типа «человек-человек»

Развитие человека как субъекта труда является одной из основных проблем современной психологии труда. Ее решение на уровне конкретных организаций обусловлено рядом объективных факторов: условия труда, организация трудовых процессов и коммуникаций, принятые нормы и правила поведения, а также уровень организационной культуры в целом. Но есть субъективные факторы, ограничивающие возможности развития личности, а в некоторых случаях представляющие собой предпосылки для ее деформации в условиях профессиональной деятельности. Одной из таких предпосылок, а, по мнению некоторых авторов [2], даже формой профессиональной деформации, является синдром эмоционального выгорания (СЭВ).

В.В. Бойко [1], отмечая ненаучный характер этого термина и вследствие этого упрощенность его освещения в научной литературе, определяет СЭВ как выработанный личностью механизм психологической защиты в форме полного или частичного исключения эмоций (понижения их энергетики) в ответ на избранные психотравмирующие воздействия. Это приобретенный стереотип эмоционального профессионального поведения, имеющего функциональный характер, поскольку он позволяет человеку дозировать и экономно расходовать энергетические ресурсы. В то же время его дисфункциональные последствия проявляются в снижении качества труда и отношения с партнерами.

Данный стереотип эмоционального восприятия действительности складывается под воздействием ряда внутренних и внешних факторов.

К внешним факторам относятся:

  • хронически напряженная эмоциональная деятельность (в условиях вынужденного взаимодействия с людьми);
  • дестабилизирующая организация деятельности;
  • повышенная ответственность за выполняемые функции и операции;
  • неблагополучная психологическая атмосфера профессиональной деятельности;
  • психологически сложный контингент общения в профессии.

Внутренние факторы эмоционального выгорания:

  • склонность к эмоциональной ригидности;
  • интенсивная интериоризация обстоятельств профессиональной деятельности;
  • слабая мотивация эмоциональной отдачи в профессиональной деятельности;
  • нравственные дефекты и дезориентация личности.

В.В. Бойко рассматривает СЭВ как динамический поэтапный процесс, протекающий в полном соответствии с механизмом развития стресса, и выделяет фазы напряжения, резистенции и сопротивления. Каждая фаза включает в себя несколько симптомов. То, насколько и в каком количестве они выражены, обусловливает степень сформированности каждой фазы. Другие авторы [3, 4], рассматривают в качестве проявления синдрома выгорания лишь основные наиболее яркие симптомы выше обозначенных фаз: эмоциональную истощенность, деперсонализацию, редукцию профессиональных достижений.

Целью нашего исследования было изучение особенностей проявления СЭВ у представителей различных профессий. В выборку вошли, медицинские работники (17 человек), служащие исправительных колоний (15 человек), служащие страховой компании (20 человек) и учителя (15 человек). Выборка неоднородна по половозрастному составу, но основным критерием ее подбора явился продолжительный опыт работы респондентов в организации на момент исследования, выборку по каждой профессиональной группе можно считать типовой в своей сфере. Все профессии относятся к соционическому типу (система «Человек – Человек»), а значит, содержат в себе объективные факторы, провоцирующие эмоциональное выгорание: напряженная психоэмоциональная деятельность, повышенная ответственность, психологически трудный контингент. Но специфика труда в этих профессиях предъявляет различные требования к личности субъекта, по-разному организован рабочий процесс, разная степень близости, частоты, продолжительности и глубины взаимодействия с контингентом.

Это обусловило гипотезу нашего исследования о различиях в особенностях проявления синдрома эмоционального выгорания у представителей различных профессий.

Исследование проходило в два этапа: на первом этапе исследования были проанализированы полученные данные по каждой профессиональной группе. На втором этапе был проведен статистический анализ различий с помощью критерия Манна – Уитни.

При решении задач исследования на первом этапе использовались методы наблюдения, устного опроса и тестирования. Диагностика эмоционального выгорания проводилась с помощью методики В.В. Бойко [1].

В таблице 1 приведены данные, полученные на первом этапе исследования.

Таблица 1

Степень сформированности фаз эмоционального выгорания у представителей различных профессий

Профессиональная группа Число испытуемых в % по профессиональным группам
Фаза напряжения Фаза резистентности

 

Фаза истощения

 

Не сформ. В стадии форм-я Сформ. Не сформ. В стадии

форм-я

Сформ. Не сформ. В стадии форм-я Сформ.
Медработники 25 75 0 75 25 0 33,3 50 16,4
Работники ИУ 55,5 45,5 0 22,2 33,3 45,5 55.5 33,3 11,2
Учителя 33,3 66,7 0 77,8 22,2 0 0 55,6 44,4
Страховые агенты 0 46, 2 53.8 0 13,3 86,7 0 46,1 53,9

Наиболее благоприятные результаты в целом по выраженности СЭВ были выявлены у медицинских работников: синдромы напряжения и резистенции не сформированы. Синдром истощения (симптомы деперсонализации, эмоционального дефицита и отстраненности) сформирован лишь у 16,6 % испытуемых – им свойственно исключать эмоции из сферы профессиональной деятельности, все чаще проявляются отрицательные эмоции, отмечается полная или частичная утрата интереса к человеку – объекту профессиональной деятельности. Он воспринимается как неодушевленный предмет, тяготит своими эмоциями, неприятно его присутствие и сам факт его существования.

В целом, не смотря на повышенную ответственность труда, объективные социально-экономические трудности в сфере профессиональной медицинской деятельности, можно отметить благоприятную картину полученных данных в группе медицинских работников. Что касается деперсонализации, то некоторые авторы [3] рассматривают ее не только как негативное проявление, но и как форму профессиональной защитной стратегии общения – избирательность выделения значимых компонентов взаимодействия. Н.А. Вигдорчик [3] относил феномен деперсонализации к формам волевой компенсации нарушенных функций эмоционально-волевой регуляции поведения.

В группе учителей также не сформированы фазы напряжения и резистенции при весомой доле сформированности фазы истощения (44,4 % респондентов).

В группе работников ИУ картина в целом менее благополучная, чем у врачей и медиков, но фаза истощения сформирована в меньшей степени (у 11,2 % респондентов), фаза напряжения не сформирована, но у большего количества сформирована фаза резистенции (ведущий симптом «редукции профессиональных достижений») – 45,5 %. Эти испытуемые переживают «расширение сферы экономии эмоций», то есть переносят данную форму защиты за пределы профессиональной деятельности, испытывая пресыщение человеческими контактами. В работе у них появляется стремление облегчить или сократить обязанности, которые требуют эмоциональных затрат, а также снижается общий уровень культуры делового общения и качества труда.

Наиболее неблагоприятная картина полученных данных наблюдается у работников страховой сферы. У большей части респондентов сформированы все три фазы СЭВ: 53,8 % – напряжение, 86,7 % – резистенция, 53,9 % – истощение. Это единственная группа со сформированной фазой напряжения (симптомы психотравмы, неудовлетворенности собой, загнанности в клетку, тревоги и депрессии). Их характеризует нарастающее состояние раздражения, отчаяния и негодования от осознания психотравмирующих факторов профессиональной деятельности. При этом интенсивно интериоризуются профессиональные обязанности вплоть до ощущения безысходности, невозможности устранения проблем – это состояние интеллектуально-эмоционального затора – «загнанности в клетку».

На втором этапе исследования мы провели статистический анализ различий степени сформированности каждой фазы между всеми профессиональными группами с помощью критерия Манна – Уитни. Были выявлены следующие статистически достоверные различия:

По фазе напряжения

  1. Между страховыми агентами и медицинскими работниками: Т = 103, 0 при р = 0,004
  2. Между работниками ИУ и учителями: Т = 92, при р = 0,042
  3. Между работниками ИУ и медицинскими работниками: Т = 11,0 при р = 0,0403.

По фазе резистенции

  1. Между страховыми агентами и учителями: Т = 49,5 при р = 0,000.
  2. Между страховыми агентами и медиками: Т = 89,5 при р = 0,000.
  3. Между работниками ИУ и учителями: Т = 47,5 при р = 0,001.
  4. Между работниками ИУ и медиками: Т = 148, при р = 0,000.

По фазе истощения статистически достоверных различий не выявлено.

Нет достоверных различий ни по одной из фаз между такими профессиональными группами как:

  1. работники сферы страхования и ИУ;
  2. учителя и медицинские работники.

Найденные различия подчеркивают разный вес симптомов в структуре целого СЭВ у различных профессиональных групп: у страховых агентов сформированы все три фазы, что свидетельствует о яркой выраженности синдрома. У большинства медиков, наоборот, ни одна фаза не сформирована, а значит, синдром эмоционального выгорания отсутствует. Похожая, чуть менее благоприятная картина (с большей выраженностью деперсонализации) у учителей.

Важно отметить, что именно профессии врача и учителя имеют больше внешних предпосылок для проявления СЭВ. По сравнению работниками ИУ и «страховщиками» эти предпосылки заложены в самой специфике профессии и ее требованиях к личности, а значит, у этих групп можно было ожидать большей выраженности синдрома, однако полученные нами данные этому абсолютно противоречат. С целью уточнения данных тестирования использовался метод устного опроса, при котором респонденты не отрицали, а зачастую даже подчеркивали наличие таких факторов как хронически напряженная психоэмоциональная деятельность, ее дестабилизирующая организация, повышенную ответственность и сложность контингента. Нельзя также не учесть низкий социальный и финансовый статус этих профессий в обществе. Все это, на наш взгляд, свидетельствует о роли субъективных факторов, препятствующих эмоциональному выгоранию в труде: возможно, сам выбор медицинской и педагогической сфер деятельности связан с такими личностными особенностями, при наличии которых субъект компенсирует воздействие проблемных факторов, а его защитные механизмы формируются по другому типу. К таким особенностям можно отнести эмоциональную реактивность и восприимчивость, повышенную чувствительность: такие люди даже при большом стаже работы не утрачивают отзывчивость и эмоциональную вовлеченность. Высокая мотивация эмоциональной отдачи также блокирует формирование СЭВ: медики и учителя нашей выборки считают важным проявление сочувствия объекту своей деятельности и поощряют себя за это. Кроме того, можно предположить, что у представителей этих групп менее вероятно наличие нравственных дефектов и дезориентации личности. Наше предположение нуждается в дополнительной проверке, но оно еще раз подчеркивает роль субъекта в профессиональном развитии и сохранении целостности личности.

Отсутствие статистически значимых различий в показателях работников ИУ и сферы страхования при наличии различий этих групп с медиками и учителями свидетельствует об их качественно иной структуре СЭВ. У большой доли работников ИУ сформирована фаза резистенции при несформированности напряжения и деперсонализации, что свидетельствует о явной защитной функции симптомов СЭВ по типу редукции профессиональных достижений и расширения сферы экономии эмоций. Это можно объяснить особенностями профессиональной деятельности в условиях ИУ: большинство требований и норм труда формализованы, специфической эмоциональной отдачи контингент не требует, напряженность возникает только в сфере межличностных отношений иерархического порядка. Формализм отношений и стандартизация норм создают благоприятный фон для формирования соответствующих симптомов.

Что касается работников сферы страхования, то именно их результаты демонстрируют полную сформированность СЭВ. В сравнении со всеми профессиональными группами нашей выборки специфика их труда и задач в наименьшей степени связана с факторами риска для СЭВ.

Полагаем, что специфика профессиональной подготовки и сам выбор места работы (Школа милиции и режимная система у работников ИУ; специальности «Экономика» и «Бухгалтерия» и акцент на обработку информации у «страховщиков») предполагает наличие субъективных факторов, стимулирующих формирование СЭВ: склонность к эмоциональной ригидности, слабая мотивация эмоциональной отдачи, нравственные дефекты и дезориентация личности. Кроме того, эти же качества имеют широкие перспективы развития именно на фоне специфики труда этих групп: как в пенитенциарной, так и в системе страхования важен не столько объект труда и эмоционально вовлеченное общение с ним, сколько соблюдение формальных требований процесса взаимодействия.

Таким образом, представленные результаты подтверждают гипотезу исследования о различиях проявления СЭВ у представителей разных профессий системы «Человек – Человек», а также позволяют сделать предположение о преобладающем значении субъективных факторов в формировании синдрома эмоционального выгорания, что открывает перспективы исследования с целью экспериментального выявления роли отдельных личностных качеств в блокировании – стимулировании СЭВ.

Кроме того, результаты исследования подтверждают значение субъектного подхода в психологии развития, в том числе при решении проблем психологии труда.

Поэтому основная задача психологического сопровождения в период профессионального развития личности, на наш взгляд, заключается, с одной стороны, в расширении ее ответственности за свою профессиональную судьбу и развитии профессионального сознания; а с другой стороны, в обогащении качества труда, создании условий для развития личности персонала и минимизации внешних факторов риска. Целостность, сохранность и психическое здоровье личности персонала представляют высшую ценность организации как основное условие профессионального роста и развития конкурентоспособности трудовой организации в целом.

Автор статьи выражает благодарность за предоставленные для исследования данные Е.И. Тупичинской, А.О. Пилипейко, И.А. Максимовой, И.Л. Гвоздевой.

А.М. Лужецкая

Литература

  1. Бойко В.В. Синдром «эмоционального выгорания» в профессиональном общении. – СПб.: «Сударыня». – 32 с.
  2. Зеер Э.Ф. Психология профессий. – М.: Академический проект; Екатеринбург: Деловая книга, 2003. – 336 с.
  3. Носкова О.Г. Психология труда: Уч. пособие для ВУЗов / Под ред. Е.А. Климова. – М.: Издательский центр «Академия», 2004. – 384 с.
  4. Пряжников Н.С., Пряжникова Е.Ю. Психология труда и человеческого достоинства: Уч. пособие для ВУЗов. – М. Издательский центр «Академия», 2003. – 480 с.