В настоящее время внимание многих психологов во всем мире привлечено к проблемам раннего детства и периоду прохождения родов. Этот интерес далеко не случаен, так как первые годы жизни являются периодом наиболее интенсивного развития, когда закладывается фундамент физического, психического и нравственного здоровья, отчего во многом зависит будущее ребенка.
Термин «минимальная церебральная дисфункция» (ММД) появился относительно недавно. Им обозначаются легкие органические изменения центральной нервной системы, на фоне которых наблюдаются различные невротические реакции, нарушения поведения, трудности школьного обучения, речевые расстройства. Эти состояния также обозначаются как «органическая мозговая дисфункция», «минимальная мозговая недостаточность», «легкая детская энцефалопатия», «хронический мозговой синдром», «минимальный церебральный паралич», “минимальное повреждение мозга», «синдром гиперактивности». В отечественной литературе ММД подробно описывается в работах А.Т. Журбы, Е.М. Мас- тюковой, В.А. Марченко, Г.Г. Шанько. Число детей, страдающих ММД, по данным Н.Н. Заваденко достигает до 21 % Притом мальчиков среди них в 9 раз больше, чем девочек(б).
Причины ММД весьма разнообразны, но наиболее часто ММД развивается у детей, перенесших в анте- и интранатальном периодах гипоксию.
Синдром дефицита внимания и гиперактивности — это одна из форм проявления минимально-мозговой дисфункции (ММД), то есть очень легкой недостаточности мозга, который проявляется в дефиците определенных структур и нарушении созревания более высших этажей мозговой деятельности. ММД относят к категории функциональных нарушений, обратимых и нормализуемых по мере роста и созревания мозга.
Развитие тех или иных аспектов психики ребенка однозначно зависит от зрелости и полноценности соответствующих мозговых отделов. То есть, для каждого этапа психического развития ребенка в первую очередь необходима готовность комплекса определенных мозговых образований к его обеспечению.
Психологическая составляющая развития отделов головного мозга так же огромна. Известен научный факт, что у людей, занимающихся регулярно интеллектуальной и эмоциональной нагрузкой, количество нейронных связей значительно больше среднего. За счет такого «усовершенствования» не только человеческий ум, но и организм в целом лучше функционируют.
Для такого развития необходимы благоприятные социопсихологические условия. Должна быть востребованность извне к постоянному наращиванию зрелости и силы отдельных психологических факторов. Если этого нет, то идет замедление и изменение процессов формирования психических функций, что влечет за собой вторичные искажения участков мозга. Доказано, что на ранних этапах формирования психики социальная депривация приводит к дистрофии мозга на нейронном уровне (3).
В основе СДВГ лежит нарушение коры и подкорковых структур и характеризуется триадой признаков: гиперактивность, дефицит внимания, импульсивность.
К подростковому возрасту, повышенная двигательная активность в большинстве случаев исчезает, а импульсивность и дефицит внимания сохраняются. По статистике поведенческие нарушения сохраняются у 70% подростков и 50% взрослых, в детстве страдающих дефицитом внимания. Характерологические изменения формируются с учетом возбуждения и торможения процессов в коре головного мозга (2).
Характерной чертой умственной деятельности гиперактивных детей является цикличность. При этом мозг продуктивно работает 5-15 минут, а затем 3-7 минут накапливает энергию для следующего цикла. В этот момент ребенок «выпадает» и не слышит учителя, может совершить какие-либо действия и не помнить об этом. Чтобы оставаться в сознании, таким детям нужно постоянно держать свой вестибулярный аппарат в активности — вертеть головой, двигаться, крутиться. Если голова и тело будут неподвижны, то у такого ребенка снижается уровень активности мозга.
Если незрел первый этаж — стволовые структуры — можно либо улучшить общий обмен и, соответственно, энергетический потенциал, либо улучшать эффективность работы мозга.
Когда человек мыслит, он затрачивает столько энергии, сколько ни одна физическая работа не требует. Значит, если энергии достаточно, он справляется. Если нет, есть два пути: либо наступает истощение, либо, если он созрел личностно и у него целенаправлена воля, то обедняются телесные функции. На них энергии не хватает, и идет различная психосоматическая патология.
Когда ребенок с СДВГ остается один, он становится вялым, как бы полусонным или слоняется без дела, повторяет какие-нибудь монотонные действия. Эти дети нуждаются во внешней активации. Однако в группе при излишней «активации» они перевозбуждаются и теряют работоспособность.
Когда ребенок живет в семье, где ровные, спокойные отношения, то гиперактивность может быть не проявлена, но попадая в школьные условия, где много внешних раздражителей, ребенок начинает демонстрировать весь набор признаков СДВГ.
По статистике дети с СДВГ 66 % имеют дисграфию и дислексию, 61 % — дискалькулию. Психическое развитие отстает на 1.5-1.7 года.
Также при гиперактивности у детей слабая моторная координация, характеризующаяся неловкими беспорядочными движениями. Для них характерна постоянная внешняя болтовня, которая бывает при несформированности внутренней речи, контролирующей социальное поведение.
Среди таких детей могут быть и одаренные, обладающие неординарными способностями. Гиперактивные дети могут иметь хороший общий интеллект, но развить его в полной мере мешают нарушения развития. Некомпенсированное несоответствие между уровнем развития и интеллектом проявляется с одной стороны в соматической сфере, с другой стороны в особенностях поведения. Так как закрепившиеся шаблоны такого отклоняющегося поведения (из-за несовершенства сдерживающих центров) ведут к тому, что эти дети во взрослом возрасте сохраняют их, хотя перестают быть расторможенными и внимание уже могут концентрировать.
Отклоняющееся поведение проявляется в том, что дети бывают агрессивными, взрывчатыми, импульсивными. Импульсивность остается сквозной чертой. Такие дети склонны к правонарушениям, к различным формам группирования, так как подражать плохому поведению легче, чем хорошему. Атак как воля, высшие эмоции и высшие потребности не дозрели, то жизнь складывается таким образом, что идут уже личностные проблемы.
Если такой ребёнок заставляет себя ради родителей и учителя сидеть, сложа руки и внимательно смотреть на учителя, пытаться следить за ходом дела и не давать себе дергаться и выкрикивать, то у него возникают различные расстройства, которые связаны с соматической сферой.
То есть в каждом болезненном проявлении часто симптомов компенсации больше, чем первоначальной недостаточности.
Коррекция должна включать мероприятия, как педагогического воздействия, так и медицинские. Для таких детей необходимо создавать спокойную, доброжелательную обстановку. Родителям необходимо объяснять особенности нервной системы ребенка и, что чрезвычайно важно, избегать излишней строгости и требовательности в отношениях с ним. В то же время не следует чрезмерно опекать ребёнка, удовлетворять все его желания, невропатологу. Если ничего не предпринимать, ребенок зачастую становится изгоем — его избегают сначала в саду, потом в школе, и он, в конце концов начинает считать себя ущербным. К 15 годам такой подросток становится неуправляемым. Именно этих детей зачастую направляют в школу закрытого типа. Чем раньше оно начато, и со стороны родителей есть понимание и поддержка, тем быстрее можно нездорового ребенка сделать здоровым.
Родители и педагоги должны стимулировать развитие и совершенствование у него двигательных навыков, добиваться коррекции двигательного и речевого дефекта. Важно также, чтобы они достигли взаимопонимания при воспитании ребенка.
Сама по себе минимально-мозговая дисфункция (ММД) не является препятствием к обучению в общеобразовательной школе и в гимназии, а впоследствии и в Вузе. Но должен быть соблюден определенный режим труда и отдыха. Если причина, вызвавшая отклонение, перестает действовать, то растущий мозг сам в состоянии постепенно выйти на нормальный уровень функционирования. Но надо не перегружать детей до хронического переутомления.
При нормальном образе жизни у детей с ММД к 5-6 классу работа мозга полностью нормализуется. Иногда в старших классах при перегрузке опять появляются отдельные симптомы ММД, но при восстановлении здоровья и нормального образа жизни исчезают сами.
Попова Н.В., Рудик А.
Литература
- Бадалян Л.О., Журба Л.Т., Мастюкова Е.М. Минимальная мозговая дисфункция у детей (неврологический аспект) // Журнал невропатологии и психиатрии имени С.С. Корсакова. — 1998. — Т. 78. — № 10. — С. 1441 — 1446.
- Бадалян Л.О. Невропатология. — М.: Издательский центр «Академия», 2000. — 384 с.
- Белоусова Е.Д., Никанорова М.Ю. Синдром дефицита внимания/гиперактивности // Российский вестник перинатологии и педиатрии. — 2000. — № 3. — С. 39 — 42.
- Б. В. Лебедева и Ю. И. Барашнева. Непоседливый ребенок, или все о гиперактивных детях. — М.: Изд-во института психотерапии, 200 — 59 с.
- Выготский Л.С. Собрание сочинений. — М., 1983. — Т.
- Заводенко Н.Н. Факторы риска для формирования дефицита внимания и гиперактивности у де- тей//Мир психологии. — 2002. — №3. — С. 196 — 208.
- Лебединский В.В. Нарушения психического развития у детей. — М.: Изд-во МГУ, 1985. — 166 с.