В последние годы все большее число авторов обращает свое внимание на изучение феномена психологической защиты личности, как важного неосознаваемого механизма регуляции поведения и деятельности человека, вот почему психологическая защита личности является одной из актуальных проблем современного психологического знания.
Психологическая защита играет важную роль в процессе формирования, усложнения самой личности, ее потребностей и трудовой деятельности.
Любое травмирующее событие в жизни человека анализируется с точки зрения угрозы. После оценки ситуации начинается выработка психологической защиты. Она проявляется в тенденции человека сохранять привычное мнение о себе, уменьшать диссонанс, отторгая или искажая информацию, расцениваемую как неблагоприятную и разрушающую первоначальные представления о себе и других.
Психологическая защита непосредственно играет важную роль в процессе формирования и психологической адаптации личности.
Целью работы: явилось изучение особенностей психологических защит у учащихся проживающих в условиях интерната.
Объект исследования: Психологические защиты личности.
Прелмет исследования: Особенности психологических защиту учащихся проживающих в условиях интерната.
В своем исследовании мы исходили из предположения, что у учащихся проживающих в условиях интерната преобладают такие виды психологических защит как: замещение, интеллектуализация, отрицание, вытеснение, регрессия, проекция
Для определения достижения целей исследования нами были определены следующие задачи:
- Анализ литературы по проблеме психологических защит личности.
- Изучение особенностей психологических защит у учащихся проживающих в условиях интерната.
Методологическая основа работы: Принцип отечественной психологии о сознании и деятельности (С. Л. Рубинштейн, А. Н. Леонтьев), а так же использованы труды отечественных психологов по проблеме психологических защит Ф.В. Басина, Р. М. Грановской, Е. С. Романовой, Л. Р. Гребенникова и др.
Методы исследования:
- Метод тестирования;
- опросники.
В исследовании применялись следующие методики:
- «Опросник Плучика — Келлермана — Конте»
- Методика выявления доминирующей стратегии психологической защиты (авт. В.В. Бойко).
Исследование проводилось в два этапа:
Первый этап, изучение особенностей психологических защит у учащихся проживающих в условиях интерната, обработка полученных данных и их анализ.
Второй этап, После проведения коррекционной работы. Проведение повторной диагностики,
Исследование проводилось на базе Муниципального образовательного учреждения лицей — интернат № 1 города Иркутска.
В исследовании приняли участие учащиеся 10-х классов.
Выборка испытуемых составила 25 учеников. Возраст испытуемых составил порог 15-16 лет.
В ходе первой эмпирической части нашего исследования были получены следующие результаты.
Как видно из рисунка по проведенной методике «Опросник Плучика Келлермана Конте» можно сделать вывод, что уболыпенства класса доминируют такие психологические защиты как: отрицание ее показатель составляет 76% и интеллектуализация 78%. Поэтому большенство учащихся класса склоны к таким особенностям защитного поведения как при отриании — эгоцентризм, внушаемость и само- внушаемость, общительность, стремление быть в центре внимания, оптимизм, непринужденность, дружелюбие, умение внушить доверие, уверенная манера держаться, жажда признания, самонадеянность, хвастовство, жалость к себе, обходительность, готовность услужить, аффектированная манера поведения, легкая переносимость критики и отсутствие самокритичности. К другим особенностям относятся выраженные артистические и художественные способности, богатая фантазия, склонность к розыгрышам.
При высоком показателе такой психологической защиты как интеллектуализация личности свойственны такие качества как, старательность, ответственность, добросовестность, самоконтроль, склонность к анализу и самоанализу, основательность, осознанность обязательств, любовь к порядку.
Невысокие показатели были получены по такой психологической защите как интеллектуализация, а следовательно ученикам данного класса не присущи такие качества личности как, чувства субъективного контроля над любой ситуацией, старательность, ответственность, добросовестность, самоконтроль, склонность к анализу и самоанализу, основательность, осознанность обязательств, любовь к порядку, нехарактерность вредных привычек, предусмотрительность, дисциплинированность, индивидуализм.
По методике «Доминирующая стратегия психологической защиты в общении» В. В. Бойко были получено следующее. Доминирующая стратегия психологической защиты явилась агрессия. В этом классе показатели оказались на уровне 38%.
Агрессия — психологическая стратегия защиты субъективной реальности личности действующая на основе инстинкта самосохранения. В случае угрозы «Я» личности.
Но с преобладанием такой стратегии поведения очень часто могут страдать и другие люди (семья, близкие, друзья и родственники), ведь в своей основе агрессия носит разрушительный характер, так как при выборе данной стратегии поведения происходит выплеск негативной энергии и эмоций в окружающее нас пространство а, следовательно, и на людей находящихся рядом. Это может проявляться как в колкостях, поиске мишени для вымещения агрессии, а так же самоутверждении путем унижения другого человека, проекции негативных качеств, хамстве, как в грубой, так и в деликатной форме и многих других проявлениях.
Большой отпечаток на психику ребенка оказывает жизнь в условиях интерната, так как личность его находиться под постоянным контролем, в окружении учителей, воспитателей, и своих сверстников.
И в этих условиях ребенку просто невозможно побыть наедине с самим собой, то есть отдохнуть от коллектива. А все это откладывает неизгладимый отпечаток на его психику, а следовательно и на его психологические защиты.
В данном случае психологические защиты выступают некоторой адаптационной системой, как важный неосознаваемый механизм регуляции поведения и деятельности человека. И результаты, которые мы получили после повторной диагностики были следующими:
Полученные данные позволяют говорить о том, что у учащихся преобладает такой вид защитного механизма как вытеснение (67%), для которого характерно избегание ситуаций, которые могут стать проблемными, забывчивость, выраженные тенденции к избеганию и подчинению, тревожность компенсируется в виде неестественного, спокойного, медлительного поведения и невозмутимостью.
Интеллектуализация (57%) для которой свойственна старательность, ответственность, добросовестность, самоконтроль, склонность к анализу и самоанализу, основательность, осознанность обстоятельств, любовь к порядку и не характерность вредных привычек, предусмотрительность, дисциплинированность и индивидуализм.
Низкие показатели были получены по таким психологическим защитам как компенсация (21%) и проекция (24%). А, следовательно, ребятам в незначительной степени свойственно такое защитное поведение как при проекции: гордость, самолюбие, злопамятность, нетерпимость к возражениям, требовательность к себе и другим, стремление достичь высоких показателей в любом виде деятельности и др. и при компенсации — нахождение и исправление своих недостатков, преодоление трудностей, достижение высоких результатов в деятельности; серьезные занятия спортом, коллекционирование, стремление к оригинальности, склонность к воспоминаниям, литературное творчество.
По методике В. В. Бойко нами были получено следующее:
Эти данные позволяют утверждать о том, что у учащихся этого класса доминирующей стратегией поведения психологической защиты в общении является миролюбие (47%).
Эта стратегия психологической защиты субъективной реальности личности, в которой ведущую роль играет интеллект и характер
Интеллект помогает или нейтрализует энергию эмоций в тех случаях, когда возникает угроза для «Я» личности. Миролюбие предполагает партнерство и сотрудничество, умение идти на компромиссы, делать уступки и быть податливым, готовность жертвовать некоторыми своими интересами во имя главного — сохранения достоинства.
Петрова И.