Психология

Особенности развития исследовательских качеств студентов в вузе

Во всем мире, даже в его наиболее благополучной части, наблюдается парадокс: хотя современный человек и живет достижениями науки, однако интерес и позитивное отношение к ней снижается. Падение уважения к науке проецируется не только на науку, как область человеческой деятельности, но на ученых. Между тем, ученые ни чуть не меньше заслуживают внимания, чем спортсмены, звезды эстрады, олигархи или политики. В кругах мировой научной общественности известны многие ученые и их достижения, но при этом особенности личности ученых, которые развивают науку, мало изучены. На сегодняшний день проблема состоит в том, чтобы с достаточной степенью надежности определить психологические характеристики представителей научной деятельности и в дальнейшем использовать эти показатели не только для раннего отбора будущих ученых, диагностики перспективных исследователей, но и для развития творческого потенциала личности студентов. Научно-исследовательская деятельность студентов в вузах служит формированию их как творческих личностей, способных обоснованно и эффективно решать теоретические и прикладные проблемы.

Все вышесказанное повлияло на выбор нами темы исследования.

Целью нашего исследования является определение личностных качеств, необходимых для исследовательской деятельности и выявление особенностей их развития у студентов в период обучения в вузе.

Настоящее исследование проводилось в период с 2004 по 2005 год на базе Иркутского государственного педагогического университета. В исследовании приняло участие 271 человек (студенты 2–5 курса и аспиранты-психологи 3-го года обучения).

Анализ литературы показал, что проблема исследовательских качеств была поставлена достаточно давно в психологии. Она изучалась в связи с рассмотрением специфических черт людей науки. Изучение этих качеств велость в нескольких аспектах: как в когнитивном (процесс мышления, структура интеллекта и уровень его развития, креативность), так и личностном (собственно личностные черты, среди которых в первую очередь выделяли мотивационные, волевые качества). Исследователи утверждают, что ученые, имеющие блестящие способности, но недостаточную или низкую мотивацию не получат высокого научного результата по сравнению с теми учеными, которые имеют умеренно высокий уровень интеллектуальных способностей, соединенный с необыкновенным упорством. И на основе анализа литературы была составлена теоретическая модель личностных качеств, необходимых для исследовательской деятельности. Она представлена на рис. 1:

Рис. 1.  Теоретическая модель личностных качеств, необходимых для исследовательской деятельности.

Исследование проводилось с помощью анкеты, составленной нами на основе представленной выше теоретической модели личностных качеств. Учащимся предлагалось вспомнить ученого, которого они знают лично, и проранжировать данные качества таким образом, что на первом месте будет качество, наиболее присущее выбранному ученому, а на последнем месте – качество, совершенно для ученого нехарактерное. Затем их просили проделать ту же процедуру, но уже по отношению к собственной личности.

Как показало исследование, студенты у ученого выделяют как наиболее развитые те качества, которые относятся к культуре мышления, к самоорганизации, и как наиболее нехарактерные для ученого выделяют качества социальной компетентности. Таким образом, ученый, с точки зрения представления о нем студентов, предстает перед нами как человек чрезвычайно умный, волевой, эрудированный, с постоянным большим интересом и любопытством к исследовательской деятельности, крайне необщительный (интровертированный), недружелюбный, эмоционально неустойчивый (в обыденных ситуациях), но обладающий высокой устойчивостью к неразрешимым ситуациям (в науке).

Мы установили статистически значимые различия в представлении об ученом у юношей и девушек по следующим качествам: устойчивость к неудачам и однообразию (отмечают юноши), способность открывать и творить новое (отмечают девушки).

Также существуют качественные отличия и в представлении самих себя «как ученых» у девушек и юношей. Юноши в первую очередь выделяют у себя интеллектуальные качества, а девушки коммуникативные, но и том, и в другом случае отмечается наличие волевых качеств. И юноши и девушки отмечают у себя следующие качества как недостаточно развитые, но необходимые для исследовательской деятельности: способность открывать и творить новое, эрудиция и др.

В целом по выборке лишь 25 % студентов отмечают у себя развитость исследовательских качеств. При этом 10 % опрошенных указывают, что исследовательские качества у них развиты в значительной степени.

В общем можно сказать, что указанные группы студентов и аспирантов по развитости исследовательских качеств и их структуре не отличаются друг от друга. Однако статистический анализ выявил значимую степень похожести группы аспирантов и студентов 3-го курса. Студенты-психологи 3 курса в большей, а студенты-психологи 2 и 5 курсов в меньшей степени отождествляют себя с молодыми учеными. Можно предположить, что такие результаты получились вследствие того, что 2 курс только в начале своего обучения, а студенты 5 курса наверняка уже определились со своим дальнейшим профессиональным путем, и лишь немногие их них пойдут по научной стезе.

В ходе нашего исследования мы установили, что все испытуемые отмечают у себя наличие качеств социальной компетентности, опытности и самоорганизации и не отмечают у себя как наиболее развитое качество: «способность открывать и творить новое». При этом группа учащихся 5 курса отличаются тем, что они отмечают у себя качества (как наиболее развитые), относящиеся к культуре мышления и самоорганизации и не отмечают у себя развитость социально-этических качеств. Аспиранты не отмечают у себя, как наиболее развитые, такие качества, относящиеся к самоорганизации, социально-этической стороне личности, социальной компетентности, опытности (непредубежденность).

Исходя из полученных данных, мы разработали рекомендации для преподавателей по организации научного пространства в вузе, а также рекомендации для студентов по самоорганизации своего времени и работы. Предложенные рекомендации способствуют развитию самостоятельности студентов, навыков научной работы, творческих возможностей и умений студентов как квалифицированных специалистов, вести научно обоснованную профессиональную работу на предприятиях и учреждениях, способности быстрой адаптации, приложения полученных знаний и умений при изменяющихся ситуациях и требованиях к своей деятельности. Реализация предложенных рекомендаций составляют перспективу данной работы.

Н.М. Зеленикина