Психология

Особенности развития когнитивной сферы монгольских учащихся с разным уровнем интеллекта

В начале нового тысячелетия изучению одаренных детей придается особый интерес. В середине и в конце прошлого века образование многих социалистических стран, в том числе Монголии и России было ориентированно на «среднего» ученика. Наряду с этим много внимания уделялось интеллектуально отсталым детям, чтобы они были увидеть усвоить «норму». Но в нынешнее время обстановка начинает меняться. В связи с наступлением постиндустриального общества в современном мире на рынке труда нужны способные, талантливые и одаренные люди. Наиболее ценны такие качества личности, как креативность, инициативность и творческий подход.

В конкурентных условиях современного мира необходимо поддерживать и уделять внимание способным, одаренным ученикам.

Одаренность – это уровень развития общих способностей, определяющий диапазон деятельностей, в которых человек может достичь больших успехов.

Под одаренностью ученика подразумевается более высокая, чем у его сверстников, восприимчивость к учению и более выраженные творческие проявления. Одаренность – это особо благоприятные внутренние предпосылки развития.

Но чем обусловлена одаренность в большей степени? Средой или наследственностью? Какие дополнительные компоненты могут входить в одаренность? Эти вопросы зависят от культурного контекста, так как в разных культурах существуют отличия в самом понятии интеллекта и значении умственных способностей. Разные культуры ценят разные характеристики, и у них не одинаковые представления и том, какие черты полезны для предсказания значимого поведения в дальнейшем. Поэтому интеллект в самом широком смысле можно определить, как «навыки и способности, необходимые для эффективного достижения культурных целей».

Наше исследование – это первый шаг, начинающий поиск ответов на вышепоставленные вопросы. Целью исследования было изучение интеллектуально одаренных детей и выявление особенностей их мышления. В частности, исследовались такие структурные компоненты личности, как уровень интеллекта, креативность и самооценка творческих характеристик личности.

В исследовании приняли участие 30 учеников 10 класса специализированной школы «Русская гимназия» города Улан-Батора, средний возраст учащихся – 16 лет.

Для измерения уровня интеллекта был применен культурно-свободный тест интеллекта Кэттела, который измеряет так называемый «чистый» интеллект, не зависящий от образования, социального статуса и окружения. Креативность была измерена с помощью набора креативных тестов Вильямса.

Под креативностью подразумевается способность порождать необычные идеи, отклонятые в мышлении от традиционных схем, быстро разрешать проблемные ситуации. Первый тест – это Тест дивергентного мышления. Второй опросник –«Самооценка творческих характеристик личности».

После обработки данных были выявлены следующие результаты: 40 % учащихся отмечены как высокоинтеллектуальные, у них коэффициент интеллекта выше 118 и в отдельных случаях достигает отметки 140. 32 % испытуемых имеют средний коэффициент интеллекта – у них IQ от 100 до 118. 28 % испытуемых отмечены как низкая норма, у них IQ от 90 до 100.

Характеристика высокоинтеллектуальных учащихся имеет следующие результаты: 42 % учащихся этой группы характеризуются высокой креативностью, а у 58 % – средняя креативность. По шкале беглости – все ученики имеют максимальный балл, то есть они работают быстро, с большой продуктивностью. По шкале гибкости – все ученики имеют оценки выше средней, то есть они способны выдвигать различные идеи, менять свою позицию и по-новому смотреть на вещи. По шкале оригинальности – у 6 учеников оценки выше средней, и 6 других учеников оценки по этой шкале имеют среднее значение. По шкале разработанности – 11 учеников имеют оценки выше средней, а по шкале название – 2 ученика имеют высокие баллы, что говорит об остроумном и искусном применении словарного запаса, другие 10 учеников имеют оценки средние и ниже средней.

По опроснику самооценки творческих характеристик личности 42 % высокоинтеллектуальных учащихся характеризуются положительной оценкой своих творческих способностей. 33 % имеют среднюю оценку, а у 25 % учащихся самооценка творческих характеристик личности низкая, что говорит о неуверенности в своих силах способностях.

Характеристика учеников со средним интеллектом. По тесту дивергентного мышления 20 % учащихся этой группы характеризуются высокой креативность, а 80 % имеют среднюю и низкую креативность.

По тесту-опроснику самооценка творческих характеристик личности у учащихся со средним интеллектом следующие показатели 20 % – характеризуется высокой самооценкой, а 80 % имеет среднюю и низкую самооценку.

Из этого можно сделать вывод, что ученики со средним интеллектом менее креативны, и у них самооценка творческих характеристик личности низкая, по сравнению с высокоинтеллектуальными учащимися.

Характеристика учеников со средним интеллектом «низкой нормы». Тест дивергентного мышления показал, что у 25 % учащихся этой группы характеризуются высокой креативностью, а 75 % имеют низкую креативность. По опроснику «самооценки творческих характеристик личности», у 50 % этой группы высокие показатели, то есть у них самооценка высокая по творческим характеристикам, а 50 % характеризуются низкой самооценкой.

Таким образом, в результате обработки результатов можно сделать следующие выводы.

Монгольские учащиеся, обучающиеся в специализированной школе, имеют развитую когнитивную сферу. Изучение выделенных нами групп по уровню интеллекта позволило установить как общие, так и особенные психологические характеристики учащихся с разным уровнем интеллекта.

Необходимо подчеркнуть, что высокоинтеллектуальные учащиеся характеризуются высокой креативностью по сравнению с другими сверстниками.

Конечно, нельзя сказать, что мы охарактеризовали личность высокоинтеллектуальных учеников. Но в дальнейшем мы будем изучать и другие сферы личности высокоинтелектуалов. Также мы планируем проведение кросс-культурного исследования монгольских и русских учащихся, что позволит лучше понять природу и структуру интеллектуальной одаренности.

Б. Жаргалсайхан