Курсовые работы по психологии

Особенности развития речи у детей

Тема: Особенности развития речи у детей

Страницы: 39

Актуальность темы. На протяжении последних 25 — 30 лет процессы развития речи у детей исследовались весьма интенсивно, особенно за рубежом. Эти разработки были ориентированы на решение различных задач и выполнялись специалистами разного профиля. В настоящее время необходимо обобщение полученных результатов в рамках более или менее цельной концепции.
Бельгийский лингвист А. Грегуар в своей работе «Об овладении речью», составившей эпоху в изучении начал детской речи, считает, что исследователь речи должен изо дня в день находиться срeди грудных детей, наблюдая точно, осторожно и аккуратно проявления языкового поведения, условия их появления и функционирования. Р. Якобсон пишет, что данные, полученные нами при изучении овладения языком ребенка, способствуют структурному анализу языка и поиску общих законов. У ребенка в овладении языком нет хаоса, дети разных стран и континентов с поразительной универсальностью используют ту же хронологию, последовательность усвоения звуков речи.
Cреди наиболее плодотворно работавших исследователей в этой области следует назвать в первую очередь Романа Якобсона. Ему принадлежит установление законов, по которым — в самом общем виде — приобретение звуков языка ребенком имеет определенную последовательность; распад же звуковой стороны языка при патологии также имеет определенную последовательность, и эта последовательность обратно таковой у детей.
Якобсон пишет, что любая фонологическая система является стратифицированной структурой, образуя наложенные друг на друга пласты. Эти пласты иерархически организованы и универсальны, появляются и распадаются в определенном порядке. Фонологическое богатство детского лепета по мере овладения конкретным языком уступает место фонологическому ограничению, при этом согласные приобретают фонологическую значимость раньше гласных.
Иерархичность и определенную последовательность приобретения мы видим не только на уровне овладения звуками речи, но и в овладении другими уровнями языка, в частности — грамматики. И здесь имеет смысл говорить об универсалиях (т.е. том, что свойственно всем людям вообще, независимо от конкретного языка) и — с другой стороны — о языковой специфике. Нужно также говорить и об обще-когнитивных предпосылках овладения языком (выделение субъекта- объекта, понятие причинности, места, роли и т.д., что есть и вне языка). Особо этими вопросами занимались такие выдающиеся психологи как Жан Пиаже и Лев Выготский.
Говоря об общих тенденциях в развитии языковых возможностей ребенка, Ж. Пиаже высказывает идею о том, что у ребенка формируется сначала «речь для себя» («эгоцентрическая речь»), и только потом , под давлением взрослых — социализированная «речь для других». Выготский — наоборот- считает, что речь ребенка развивается от мыслей вслух — к мысли для себя. Происходит, по Выготскому, постепенная интериоризация речи. «…Не постепенная социализация, вносимая в ребенка извне, но постепенная индивидуализация, возникающая на основе внутренней социальности ребенка, является главным трактом детского развития».
Таким образом, цель нашей работы изучить особенности развития речи у детей.
Объект исследования: речь, как познавательный процесс.
Предмет исследования: детская речь и ее особенности. Цель курсовой работы была реализована в процессе решения следующих задач:
1. Изучить состояние проблемы в психолого- педагогической литературе;
2. Раскрыть сущностную характеристику понятия «детская речь»;
3. Проследить понимание речи и этапы развития в разных теориях.

Научная и практическая значимость работы.
В результате исследования:
1). Будут выявлены особенности развития речи у детей.
2). Рассмотрены системы формирования речи у детей.
Представленная исследовательская работа может позволить более эффективно решать задачи развития речи у детей.
Структура курсовой работы состоит из введения, 2-х глав, заключения и списка литературы.

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………..……3
Глава 1. Проблема развития речи в психологической теории……..…………..6
1.1. Понятие «речь»………………………………………………………….…….6
1.2. Речевой онтогенез (возникновение, этапы и развитие речи).. ………..…12
1.3. Детская речь и ее особенности…………………………..…………………23
Глава 2. Теории возникновения и развития речи………………………….…..28
2.1. Теория Л.С. Выготского……………………………………………………28
2.2. Теория Ж. Пиаже……………………………………………………………31
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………….…36
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ………………………………………………………37