Дипломная работа по психологии

Особенности развития внимания и памяти у мальчиков и девочек младшего школьного возраста

Тема работы: Особенности развития внимания и памяти у мальчиков и девочек младшего школьного возраста

Страницы: 74

Содержание

Введение 2
Глава 1. Проблема изучения особенностей внимания и памяти у мальчиков и девочек младшего школьного возраста с различной успеваемостью 4
1.1. Особенности развития познавательной сферы у младших школьников 4
1.2. Особенности познавательной сферы у мальчиков и девочек с различной успеваемостью 7
1.3. Выводы 15
Глава 2. Исследование особенностей развития внимания и памяти у мальчиков и девочек младшего школьного возраста с различной успеваемостью 17
2.1. Исследование. 17
2.2. Результаты исследования и их обсуждение 23
2.3. Выводы 34
Глава 3. Влияние работы по программе психологической помощи на развитие внимания и памяти у детей младшего школьного возраста с различной успеваемостью 37
3.1. Комплекс программ психологической помощи на развитие внимания и памяти у мальчиков и девочек младшего школьного возраста с различной успеваемостью 37
3.2. Влияние работы по программе психологической помощи на развитие внимания и памяти у мальчиков и девочек младшего школьного возраста с различной успеваемостью 41
3.3. Математическая обработка исследования 53
3.4. Выводы 63
Заключение 67
Список литературы 70
Приложение 74

Введение
Изучение младшего школьного периода от 7 до 10 лет занимает особое место в психологии в связи с его особой значимостью в психологическом развитии человека. В это время психическое развитие осуществляется главным образом в процессе учебной деятельности и несмотря на подготовку, осуществляемую в детском саду и родителями, адаптация к школе требует немалых усилий от ребёнка. Происходит резкое изменение режима дня. Учебная деятельность является ведущей, ставит свой ряд требований к младшему школьнику. Ритм школьной жизни способствует развитию необходимых для успешного обучения навыков и умений. Ребёнок меньше двигается и ему приходиться выносить значительные нагрузки, связанные с умственной деятельностью.
От уровня развития познавательных процессов во многом зависит успешность обучения ребенка. Проблема развития внимания и памяти у мальчиков и девочек младшего школьного возраста исследовалась учеными
Младший школьный возраст является периодом интенсивного развития и качественного преобразования познавательных процессов: они приобретают опосредованный характер, становятся сознательными и произвольными. Развитие мышления приводит к качественной перестройке других познавательных процессов, придавая им регулируемый, произвольный характер. Как говорит Д.Б. Эльконин: «память становится мыслящей», а внимание превращается в организованный, произвольный процесс.
Цель работы: исследовать особенности развития внимания и памяти у мальчиков и девочек младшего школьного.
Объект исследования: память, внимание.
Предмет исследования: особенности развития внимания и памяти у мальчиков и девочек младшего школьного возраста.
Гипотеза исследования: мы предполагаем, что особенности внимания и памяти у мальчиков отличны от особенностей развития внимания и памяти девочек.
Для достижения цели исследования и проверки гипотезы были поставлены следующие задачи:
1) анализ литературы, посвященной теоретическим основам изучаемой проблемы;
2) исследование особенностей развития внимания и памяти у мальчиков и девочек младшего школьного возраста;
3) составить программу психологической помощи детям младшего школьного возраста;
4) исследовать влияние работы по программе психологической помощи на развитие внимания и памяти.
База исследования: Иргейская СОШ. В исследовании приняло участие 40 учащихся младших классов в возрасте от 8 до 9 лет, из них 20 девочек и 20 мальчиков.