Массовые коммуникации

Особенности рекламирования отдельных видов товаров в Иркутской области

На сегодняшний день рекламирование одних товаров и услуг запрещено законодательством, а реклама других товаров и услуг ограничена строгими правилами, которые, впрочем, не всегда соблюдаются. Контроль за всеми видами ненадлежащей рекламы осуществляет Федеральная антимонопольная служба РФ (ФАС) и ее территориальные органы [6,7]. Список ограничений при рекламировании отдельных видов товаров в России закреплены в ФЗ «О рекламе» №38 от 13.03.2006 г.

На рекламную деятельность в России распространяются общие положения, сформулированные в Конституции РФ, а основным регулятором в данной области является Федеральный закон «О рекламе» и подзаконные акты органов государственной власти и органов местного самоуправления. Меры ответственности за нарушения рекламного законодательства установлены Кодексом РФ об административных правонарушениях и Гражданским Кодексом РФ [2,3].

К отдельным видам товаров рекламное законодательство предусматривает строгие требования к рекламированию. Однако, несмотря на все запреты на рекламу и ограничения рекламирования отдельных видов товаров, производители рекламы всевозможными способами пытаются обойти закон различными средствами, в том числе методами скрытой рекламы.

Согласно Главе №3 ФЗ «О рекламе» к отдельным видам товаров относятся: алкогольная продукция; пиво и напитки, изготовленные на его основе; табак, табачные изделия и курительные принадлежности; лекарственные средства, медицинская техника, изделия медицинского назначения и биологически активные добавки [5].

Данные виды товаров имеют прямое отношение к безопасности и здоровью человека. На наш взгляд, большую опасность представляет реклама следующих товаров, которые были взяты на рассмотрение в исследовательской работе:

  • алкогольная продукция;
  • пиво и напитки, изготовленные на его основе;
  • табак, табачные изделия и курительные принадлежности.

Согласно ст. 21 и 22 ФЗ «О рекламе» реклама алкогольной продукции и пива содержит схожие ограничения при рекламировании. Алкоголь и пиво употребляют в чрезмерном количестве в попытке снять стресс, расслабиться. Неограниченное потребление алкоголя и пива приводят к серьезным психическим и физическим осложнениям, и задача государства — уменьшить количество выпитого и выпивающих людей в России.

Несмотря на это в рекламном законодательстве имеется нелогичное обоснование строго рекламирования пива, по отношению к алкоголю. Поэтому необходимо рассмотреть отличия рекламы алкогольной продукции и рекламы пива.

В отличие от алкогольной продукции реклама пива не должна использовать образы людей и животных, в том числе выполненные с помощью мультипликации (анимации). В рекламе алкогольной продукции часто используют образы людей.

При размещении рекламы алкогольной продукции выделены следующие запреты: в теле- и радиопрограммах, при кино- и видеообслуживании и на всех видах транспортных средств общего пользования. Реклама пива и напитков, изготавливаемых на его основе, не должна размещаться: в телепрограммах с 7 до 22 часов местного времени и в радиопрограммах с 9 до 24 часов местного времени; при кино- и видеообслуживании с 7 до 20 часов местного времени [9].

Реклама алкогольной продукции в каждом случае должна сопровождаться предупреждением о вреде ее чрезмерного потребления, причем такому предупреждению должно быть отведено не менее чем 10% рекламной площади (пространства). Такое же требование установлено для рекламы пива и напитков, изготавливаемых на его основе. Кроме этого в рекламе, распространяемой в радиопрограммах, продолжительность такого предупреждения должна составлять не менее чем три секунды, в рекламе, распространяемой в телепрограммах и при кино- и видеообслуживании, — не менее чем пять секунд и такому предупреждению должно быть отведено не менее чем 7% площади кадра.

Не столь мягкие требования установлены и для рекламы табака. Курение, в ряде случаев может вызывать острую зависимость, которая ведёт к ухудшению здоровья и, возможно, летальному исходу. Поэтому рекламируя табак, производители должны очень внимательно считаться с требованиями, которые предусмотрены в законодательстве о рекламе, не игнорировать их.

Статья 23 ФЗ «О рекламе» содержит ограничения рекламирования табака, табачных изделий и курительных принадлежностей. В соответствии с указанной статьей реклама табака не должна: содержать утверждение о том, что курение имеет важное значение для достижения общественного признания, профессионального, спортивного или личного успеха либо способствует улучшению физического или эмоционального состояния; осуждать воздержание от курения; обращаться к несовершеннолетним; использовать образы несовершеннолетних.

Реклама табака не должна размещаться: в теле- и радиопрограммах, при кино- и видеообслуживании; в предназначенных для несовершеннолетних печатных изданиях, аудио- и видеопродукции; на первой и последней полосах газет, а также на первой и последней страницах и обложках журналов; на всех видах транспортных средств общего пользования; в детских, образовательных, медицинских, оздоровительных, военных организациях, театрах, цирках, дворцах культуры, выставочных залах, библиотеках, и на расстоянии ближе, чем сто метров от занимаемых ими зданий, строений, сооружений; в физкультурно- оздоровительных, спортивных сооружениях и на расстоянии ближе, чем сто метров от таких сооружений [5].

Исходя из требований рекламного законодательства можно сделать вывод, что рекламирование алкогольной продукции, пива и напитков, изготавливаемых на его основе и табака необходимо придерживаться правилам, установленными в статьях 21,22, 23 ФЗ «О рекламе» во избежание негативных последствий от употребления данных видов товаров.

Необходимо отметить, что ответственность наступает за каждое нарушение законодательства о рекламе, однако так происходит не всегда [8]. В ходе исследования нарушений в сфере рекламы на примере г. Ангарска был сделан вывод о том, что участники рекламного процесса прямо или косвенно нарушают требования рекламного законодательства.

На наш взгляд, одним из распространенных нарушений в рекламе алкогольной продукции является отсутствие предупреждающей надписи о вреде употребления алкоголя (п.З ст.21 ФЗ «О рекламе»). Например, такое нарушение мы обнаружили в журнале «Отдых в Ангарске» на стр. 35 при рекламировании кафе-бара «Абсент».

В ходе исследования было выявлено, что наружная реклама больше подвержена нарушениям законодательства, в том числе при рекламировании пива. Например, в г. Ангарске по ул. Коминтерна размещена наружная реклама пива «Три медведя». Во-первых, в рекламе расположен логотип с использованием образов животных. Во-вторых, использование образа человека — знаменитого футболиста Андрея Аршавина. Это противоречит требованиям пп. 6 п. 1 ст. 22 ФЗ «О рекламе», о том, что реклама пива не должна использовать образы людей и животных, в том числе выполненные с помощью мультипликации (анимации). А использования образов животных и людей в логотипах при рекламировании пива противоречит п.4 ст. 2 ФЗ «О рекламе», поскольку специальные требования и ограничения при рекламировании отдельных видов товаров распространяются и на средства индивидуализации товаров или их производителей. Аналогичный пример такого нарушения мы обнаружили в рекламе пива «Три медведя», но с использование телеведущей Маши Малиновской.

Реклама табака размещается в печатных изданиях, кроме печатных изданий, предназначенных для несовершеннолетних и на первой и последней полосах журналов. Одним из распространенных нарушений в рекламе табака было содержание в рекламе утверждение, что употребляя сигареты рекламируемой марки можно достичь общественного и профессионально успеха (пп. 1 п.1 ст. 23 ФЗ «О рекламе»). Например, данное нарушение встречается в рекламе сигарет «Chesterfield» в рекламно-информационном журнале «Выбирай».

Таким образом, выявленные нарушения в рекламе алкогольной продукции, пива и табака влекут за собой негативные последствия. Рекламодатели нарочно игнорируют рекламное законодательство, что привлечь к себе как можно больше внимания, не обращая внимания на то, как это может сказаться на здоровье потребителей.

При исследовании нарушений в сфере рекламы на примере Иркутской области за период с 1995 по 2012 годы, мы пришли к выводу, что необходимо устранить пробелы и противоречия в законодательстве о рекламе. А именно разработать меры по совершенствованию рекламного законодательства алкогольной продукции, пива и табака.

Для эффективного регулирования алкогольной продукции и пива необходимо объединить статьи 21 и 22 ФЗ «О рекламе». На наш взгляд, требования алкогольной продукции должны быть не менее строгие, что и в рекламе пива. Не логичным является позиция законодательства жестко регулировать только рекламу пива. Данные нормы противоречат друг другу.

Во-первых, мы предлагаем внести запрет на использование людей и животных в рекламе алкогольной продукции.

Во-вторых, рекламу пива нельзя размещать на транспортных средствах общего пользования.

В-третьих, запретить рекламу пива на телевидении и в наружной рекламе. Указанные каналы распространения рекламы являются одни из наиболее обширных средств массовой информации. Охватывают большое количество людей. Телевизионная реклама имеет ограничения в рекламировании пива. Наружная реклама не имеет времени распространения. Отсюда следует, что эти два каналы дополняют друг друга. Днем — наружная реклама, вечером — телевизионная. Все видят рекламу пива, проходят каждый день мимо нее, тем более наружная реклама пива красочная и привлекает внимание несовершеннолетних.

Реклама табака также привлекает внимание подростков. Поэтому были разработаны меры по совершенствованию рекламы табака:

  • во-первых, запретить использование людей в рекламе табачной продукции. Такой запрет позволит не только уменьшить число курящих людей, в том числе молодежи, но и будет корректным по отношению к рекламе алкогольной продукции;
  • во-вторых, заменить предостерегающие надписи в рекламе табака устрашающими картинками. На картинках будут показаны последствия курения. После разработки такой рекламы, было проведено анкетирование среди курящих и некурящих людей. Выборка составила 50 человек. После исследования, были получены такие результаты: среди курящих, 50% были согласны, что данная реклама сможет оказать положительное воздействие. Количество некурящих людей одобривших данную рекламу составило 75%. Отсюда следует, что на курящих людей данная реклама мало окажет воздействие. Хотя они обеспокоены своим здоровьем и не все хотят бросить курить. Для этого необходимо желание.

Кроме разработки мер по совершенствованию рекламного законодательства по отдельным видам товаров, предложено также представить меры, регулирующие все отдельные виды товаров. А именно, ужесточить контроль и ответственность за деятельностью рекламных агентств и участников рекламного процесса, ввести поощрительные нормы, освобождающие его от ответственности, если субъект рекламной деятельности добровольно прекратил использование ненадлежащей рекламы и огласил ее опровержение [10].

Рекламное законодательство часто нарушается, и такие нарушения вызывают негативную реакцию на граждан, т.к. они являются потребителями рекламируемых товаров, и органов, которые регулируют рекламную деятельность. Чтобы избежать негативных последствий, было предложено внести изменения в законодательство о рекламе, которое возможно уменьшит количество таких нарушений.

Шевчук Е.П., Семенова Е.А.

Список использованных источников и литературы:

  1. Конституция РФ от 12.1993 (с учетом поправок, внесенных Законами Российской Федерации о поправках к Конституции Российской Федерации от 30.12.2008 № 6-ФКЗ и от 30.12.2008 № 7-ФКЗ) // СЗ РФ. 2009. № 4. ст. 445/
  2. Гражданский Кодекс РФ (часть 1) от 30.1994. № 51-ФЗ// СЗ РФ. 1994. № 32. ст. 3301.
  1. Кодекс РФ об административных правонарушениях (КоАП РФ) от 30.12.2001 № 195-ФЗ// СЗРФ. 07.01.2002.№ 1 (ч. 1), ст. 1.
  2. О защите прав потребителей: Закон РФ от 07.02.1992. №29001// СЗ РФ. 1996. №3. ст. 140.
  3. О рекламе: Федеральный Закон РФ от 13.03.2006. №38 ФЗ// СЗ РФ. 2006. №12. ст. 1232.
  1. Об утверждении правил рассмотрении антимонопольным органом дел. возбуждаемых по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе: Постановление правительства РФ от 17.08.2006. №608// СЗ РФ. 2006. №35. ст. 3758.
  2. Об утверждении регламента центрального аппарата ФАС России о подготовке и ведении дел об административных правонарушениях, связанных с нарушением законодательства о рекламе, а также недобросовестной конкуренции: Приказ ФАС от 3.11.2010. №612// Консультант-Плюс [Электронный ресурс]: Справочно-правовая система (официально опубликован не был).
  3. Абрамов Е.И. Новейшее законодательство о рекламе от А до Я / Абрамов Е.И., Грудцын Л.Ю. — Ростов н/Д: Феникс, 2007. — 444 с.
  4. Правовое регулирование рекламной деятельности // [Электронный ресурс]
  5. Шабаева О.А. Поощрительные нормы в системе правовых норм / Шабаева О.А. — Сиб. юрид. вести., 2010. -№ 1. — С. 3-9. (0,73 п.л.).