Психология

Особенности самоотношения и восприятия других людей у студентов разных факультетов

Самоотношение личности и восприятие человека человеком – это два взаимосвязанных процесса и всегда эмоциональное отношение к себе или к другому человеку. Определяющим фактором в формировании эмоционально-ценностного отношения к себя являются чувства других людей, которые человек воспринимает в развитии. И от того или иного отношения индивида к себе, будет зависеть его отношение к другим людям. К. Роджерс экспериментально установил, что чем в большей степени человек принимает себя, тем выше вероятность, что он принимает других. Он отмечал, что в начале терапии клиенты, как правило, имеют негативную Я – концепцию – они не способны принимать себя. Но как только они начинают больше принимать себя, они в большей степени начинают принимать и других, то есть, нелюбовь к себе сопровождается существенной враждебностью к другим.

Целью нашего исследования явилось изучение особенностей самоотношения и восприятия других людей студентами – психологами и студентами – не психологами.

В исследовании принимали участие 120 человек, из них 49 % студентов-психологов и 51 % студентов других специальностей.

Для изучения самоотношения использовалась методика исследования структуры самоотношения («МИСС»), разработанная В.В. Столиным и С.Р. Пантелеевым, и проективная методика «Косвенное изучение структуры самооценки» («КИСС»), разработанная Е.А. Соколовой, Е.О. Федотовой.

Для изучения аттракции применялась анкета, разработанная И.А. Шишкиной. Анкета содержит 7 вопросов, пять из них имеют два или более вариантов ответа. Цель анкеты получить информацию о том, как исследуемые оценивают других незнакомых им людей. Вопросы 1–3 предполагали установление того, как воспринимают испытуемые незнакомых людей, какое впечатление эти люди на них произведут по параметрам «симпатия, достоинства, доверие незнакомому человеку». Вопрос 4 предполагал установить – считают ли испытуемые других людей превосходящими по некоторым параметрам. Если испытуемый не указывал конкретные параметры, по которым, возможно, другой человек превосходит его, следовательно, испытуемый считает себя лучше этого человека. Вопрос 5 предназначен для выяснения мнения испытуемых о привлекательности оцениваемых людей для других. В двух вопросах анкеты необходимо продолжить предложение.

К анкете прилагались фотографии с изображением людей в обычной обстановке. Возраст людей на фото от 18 до 26 лет. Необходимым условием отбора фотографий являлось отсутствие на них предметов, объектов или определенной обстановки, которые могли вызвать явление «установки». Также устранялась установка, связанная с национальностью. Человек должен быть изображен в полный рост, сидящим или совершающим какое-либо действие. Каждой фотографии был присвоен порядковый номер.

Рассмотрение полученных данных необходимо начать с сопоставления результатов между студентами психологами и студентами не психологами по методике, изучающей самоотношения (рис. 1).

Рис. 1. Показатели самоотношения у студентов психологов и студентов не психологов (%). S – интегральная шкала, I – шкала самоуважения, II – шкала аутосимпатии, III – шкала ожидания положительного отношения других, IV – шкала самоинтереса, 1 – шкала самоуверенности, 2 – шкала ожидания отрицательного отношения других, 3 – шкала самопринятия, 4 – шкала самопоследовательности, 5 – шкала самообвинения, 6 – шкала самоинтереса, 7 – шкала самопонимания.

Из рис. 1 видно, что высокие показатели по шкалам самоинтереса, самоприятия, самопоследовательности, самопонимания и самообвинения у студентов не психологов встречаются чаще, чем у студентов психологов.

Необходимо отметить, что у студентов не психологов выше интерес к собственным мыслям, чувствам, они более уверены в своей интересности для других, они принимают себя такими, какие они есть, даже с некоторыми недостатками, они лучше справляются с эмоциями и переживаниями по поводу себя. Но при этом в выборке студентов не психологов чаще встречаются респонденты с отрицательными эмоциями в адрес своего «Я», в то время студенты психологи реже проявляют агрессию в отношении себя и не пытаются обвинить во всем только себя.

Статистический анализ результатов, проведенный путем сравнения шкал опросника самоотношения между двумя группами с применением U-критерия Манна-Уитни, показал наличие статистически значимых различий.

Достоверное различие выявлено между группами по шкале аутосимпатия (Р < 0,023). Это говорит о том, что студенты психологи одобряют себя в целом и в частностях, доверяют себе и имеют более позитивную самооценку в отличие от студентов не психологических факультетов. Достоверное различие выявлено по шкале ожидания положительного отношения от других (Р < 0,041), то есть студенты психологи ожидают к себе позитивного отношения. Студенты не психологи намного уверенней в своей интересности для других, чем студенты психологи, существует достоверное различие по шкале самоинтереса (Р < 0,001). К тому же они лучше понимают себя и осознают свои желания; по шкале самопонимания (Р < 0,044).

Для изучения характера между группами были использованы методики «КИСС» и «МИСС». «КИСС» направлена на исследование степени принятия человеком себя, опросник «МИСС» содержит шкалу самопринятие. Сопоставив эти результаты, можно получить данные о конфликтности характера самоотношения у испытуемых. Высокие баллы по двум методикам свидетельствуют о позитивном характере самоотношения, низкие — говорят о наличии негативного характера самоотношения. Выделение конфликтного характера самоотношения имеет условия: 1) если по методике «МИСС» показатели > 74, а показатели по методике «КИСС» от 0 до –1; 2) если по методике «МИСС» показатели < 50, а показатели по методике «КИСС» от 0 до +1.

Рис. 2. Данные изучения характера у студентов разных факультетов (%).

Рассмотрев рис. 2, можно предположить о том, что среди студентов-психологов чаще встречаются люди с конфликтным характером, чем среди студентов не психологов. Применяя критерий Фишера, мы опровергли наше предположение (Р ≤ 0,05).

Далее необходимо рассмотреть данные, полученные при анкетировании. Мы выявили позитивное и негативное оценивание фотографий испытуемыми. Полученные результаты можно рассмотреть графически (рис. 3).

Рис. 3. Данные исследования отношения студентов разных факультетов к другим людям (%).

Проанализировав данные рис. 3, можно сказать, что в группе психологов чаще встречаются студенты с позитивным восприятием других людей (Р ≤  0,05). Необходимо отметить, что среди студентов психологов и студентов не психологов – примерно одинаковый процент испытуемых, которые воспринимают других людей негативно. Испытуемые с негативным отношением к другим людям встречаются редко, большинство респондентов оценивают незнакомых людей положительно, и они им приятны.

Необходимо отметить: если испытуемый считает, что у людей с фотографии больше достоинств, то им доверяют и оценивают как «добрых, красивых, интересных», а если же больше недостатков, то они не вызывает доверия и их оценивают как «злых, скрытных, хитрых, наглых». Статистический анализ показал, что ответы на вопросы «в человеке больше достоинств» и «человек вызывает доверие» взаимосвязаны между собой (в группе студентов психологов Р < 0,001; в группе студентов не психологов Р < 0,03).

Качественный анализ анкеты показал, что студенты психологи склонны описывать людей с точки зрения их внутренних характеристик (умный, глупый, добрый, злой, веселый, грустный). В то время как студенты не психологи при описании других опираются на внешние качества (красивый, не красивый, ухоженный, худой, толстый), а также на принадлежность к какой-либо социальной группе (спортсмен, бандит, студент, муж, мать).

Таким образом, изучив особенности самоотношения и восприятия, мы выявили существование достоверных различий между студентами разных факультетов в отношениях к себе и восприятии других людей.

Е.В. Судакова