Психология

Особенности самоотношения личности подростков, переживающих субъективное одиночество

В настоящее время в связи с социально — экономическими условиями число людей с субъективным переживанием одиночества растет с каждым днем. Особенно часто переживания затрагивают подростковый возраст. Это связано с возрастными особенностями, а точнее с социальной ситуацией развития подростка, где главным притязанием является признание среди сверстников, общение с ними, расширение дружеских отношений.

Проблема адаптации человека в социуме, принятие или непринятие общественных моральных ценностей, отношение индивидуум — социум является наиболее актуальными. А чувство одиночества человека, его отчуждение от социума, неспособность или значительная сложность осознание индивидуумом своего места в обществе — одна из серьезных проблем современной психологии.

Мы обратились к изучению особенностей самоотношения у личности подростков, переживающих субъективное одиночество, в связи с тем, что одним из показателей одиночества является неудовлетворенность от собственного общения связанного с оценкой его другими людьми. А подростковый возраст является возрастом становления личности. Соответственно, изучение особенностей самоотношения у подростков переживающих субъективное одиночество необходимо для полноценного развития детей.

В связи с этим целью исследования является изучение самоотношения личности подростков, переживающих субъективное одиночество.

Исследование проводилось в 2005-2007году на базе МОУ лицей №3, г. Иркутска. Количество обследуемых — 120 учащихся восьмых и девятых классов, в возрасте 12-14 лет из них 40%-мальчиков, 60%- девочек.

Для изучения самоотношения использовалась методика «Тест — опросник самоотношения Столина — Пантелеева». Для изучения субъективного чувства одиночества использовалась методика диагностики уровня субъективного одиночества Д. Рассела и М. Фергюсона. Данные подвергались статистической обработки с помощью U — критерия Манна-Уитни для выявления достоверности различий.

В результате нашего исследования получились следующие результаты.

Распределение испытуемых по уровням субъективного одиночества

На рисунке 1 представлены результаты исследования субъективного одиночества у подростков. На рисунке видно, что 49% подростков имеют низкий уровень субъективного чувства одиночества, который характеризуется удовлетворенностью своими социальными отношениями, чувством принятие и признание себя другими людьми.

У 39% подростков выявлен средний уровень субъективного чувства одиночества. Они отличаются неустойчивым, амбивалентным отношением к своим социальным контактам и принятию себя другими людьми.

К высокому уровню субъективного чувства одиночества относятся 12% испытуемых. Они характеризуются не удовлетворенностью своими социальными отношениями, переживанием своей отдельности, субъективной невозможности или не желания чувствовать адекватный отклик, принятие и признание себя другими людьми. Проявляется в следующих эмоциональных состояниях: отчаяние (паника, ранимость, беспомощность, жалость к себе, изолированность), скука (нетерпение, желание все изменить, скованность, раздражительность), самоуничижение (ощущение собственной непривлекательности, глупости, никчемности, застенчивости).

Распределение испытуемых по уровням самоотношения в группе подростков

Результаты исследования самоотношения личности подростков, переживающих субъективное оди- ночеств представлены на рис. 2. И дает возможность сделать выводы, что таким подросткам характерно выделение в себе преимущественно недостатков, вынесение самоприговоров в свой адрес. Они отрицают свое внутренние достоинство, и ожидают антипатичного отношения к себе со стороны окружающих. Для подростков с субъективным чувствам одиночества характерно отсутствие интереса к собственным мыслям и чувствам, неуверенность в собственном интересе для других, «отдаленность от себя». Им свойственно не желание добиваться своего из страха потерпеть поражение. У таких подростков отсутствует дружеское отношение к себе, то есть не достаточное самопринятие и отмечается пассивность в стремлении понять себя, замкнутость.

Результаты исследования самоотношения личности подростков, не переживающих субъективное одиночество представлены на рис. 3. Из рисунка видно, что им характерна вера в свои силы, способности, энергию, самостоятельность и уважение к самому себе. Они одобряют себя в целом, позитивно оценивают себя, доверяют себе. У таких подростков выражен интерес к собственным мыслям и чувствам. Они проявляют смелость в выражении убеждений, уверенность в себе, наряду с ощущением собственной значимости. И характеризуются отчетливым переживанием собственного «Я» как внутреннего стержня, интегрирующего личность и жизнедеятельность, чувством обоснованности и последовательности своих внутренних побуждений и целей. Они не проявляют тенденции к самообвинению и чувствительны к своим желаниям и потребностям, стремятся понять себя.

Распределение испытуемых по уровням самоотношения в группе подростковМы сравнили также показатели самоотношения подростков, переживающих и не переживающих субъективное одиночество в изучаемой выборке по данным опросника самоотношения В. В. Столина — С. Р. Пантелеева (табл. 1).

Различия по шкалам самоотношения у подростков

На основе статистического анализа выявлены следующие особенности самоотношения подростков, переживающих субъективное одиночество: неверие в свои силы, способности, самостоятельность, выделение в себе преимущественно недостатков, вынесение самоприговоров в свой адрес. Такие подростки неудовлетворенны своими достижениями и возможностями, испытывают сомнения в способности вызвать уважение других людей. Они не ожидают эмоционального отношения от окружающих, отношение окружающих, по их мнению, является нейтральным. Им характерна готовность поставить себе в вину свои промахи, неудачи, личностные недостатки, У таких подростков отсутствует дружеское отношение к себе, то есть не достаточное самопринятие. Это сопровождается внутренней напряженностью и открытостью к восприятию отрицательных эмоций, а также не желание понять себя, замкнутость, и не совсем осмысленное восприятие своих качеств.

Полученные данные об особенностях самоотношения подростков, переживающих субъективное одиночество, могут быть использованы психологами в образовательных учреждениях при работе с учащимися. А также при работе с педагогами, родителями и другими лицами, взаимодействующими с такими детьми.

Моложавая Т.С.

Литература

  1. Бадажкова Т.В. Одиночество подростков. — М.: Наука, 2004. — 450 с.
  2. Климонтова Т. А. Практикум по экспериментальной психологии: Учебно-методическое пособие. — Иркутск: РИО ГУ НЦ РХВ ВСНЦ СО РАМН, 2005. -28 с.
  3. Кон И.С. «Открытие «Я» — Москва, Политиздат, 1978.