В настоящее время одним из самых притягательных и одновременно сложных областей научного исследования является экзистенциальная психология, раскрывающая психологические проблемы существования человека в мире. В качестве одного из ключевых вопросов экзистенциальной психологии выступает выбор личностью жизненного пути. Значительный вклад в его разработку внесли отечественные психологи С.Л. Рубинштейн, Б.Г. Ананьев, К.А. Абульханова, И.С.Кон, А.А. Кроник, Н.А. Рыбников, В.Н. Дружинин и др. Однако, не смотря на большой исследовательский интерес ученых, вопрос о детерминантах выбора жизненного пути остается открытым.
Выбор жизненного пути имеет внешнюю и внутреннюю детерминацию. В качестве внешних детерминант выступают: социальные, экономические и культурные факторы. Под внутренними детерминантами понимаются личностные особенности, способности, жизненные цели, система ценностей, активность личности и пр. Представления о внешней и внутренней детерминации выбора жизненного пути личности, берущие начало в работах С.Л. Рубинштейна [3], нашли свое отражение и развитие в предложенном В.Н.Дружининым понятии «вариант жизни» (далее ВЖ), под которым понимается целостная психологическая характеристика индивидуального бытия, определяемая типом отношения человека к жизни. По гипотезе автора, существуют независимые от индивида, изобретенные человечеством и воспроизводящиеся во времени варианты жизни [1]. Описано восемь наиболее типичных для современного общества ВЖ: «жизнь как предисловие», «жизнь по правилам», «жизнь как творчество», «жизнь есть сон», «жизнь против жизни», «жизнь как достижение», «экзистенциальный конструктор» (жизнь как предмет творчества), «жизнь как трата времени». Каждый из вариантов специфичен по содержанию. Человек в зависимости от конкретных обстоятельств может выбрать тот или иной вариант или же ВЖ может быть ему «навязан» социальной средой. Степень свободы индивида и мера давления на него внешнего мира — социальной среды — зависят от конкретных исторических условий. Таким образом, по В.Н.Дружинину, выбор ВЖ всегда ограничивается не только внутренними детерминантами жизненного пути, но и внешними: уровнем социально-психологического и духовно-нравственного развития общества, экономическими, политическими, культурными условиями жизни.
Особый интерес представляет изучение механизмов включения человека в тот или иной вариант. По утверждению автора, ВЖ существуют объективно, вне желания человека и в определенный момент, он со своими способностями, темпераментом, характером, включается в один из вариантов и проживает его. Таким образом, можно утверждать, что отношения между субъектом жизни и ВЖ имеют диалектический характер. С одной стороны, ВЖ предъявляет требование типизации к личности, с другой стороны, личность стремится реализовывать в этом варианте уже имеющиеся качества. Проблематика этих отношений связана с тем, что ВЖ имеет внешнее по отношению к личности происхождение, формируется общественной системой, но для успешной адаптации в той или иной социальной системе личность вынуждена включаться в какой-либо из вариантов. При этом человек уже обладает определенными психологическими качествами и свойствами, которые в большей или меньшей степени будут соответствовать требованиям варианта и которые необходимо «подгонять», адаптировать к его содержанию. Как отмечает В.Н. Дружинин, вариант жизни формирует человеческую личность, «типизирует» ее. Индивид превращается в представителя «жизненного личностного типа» [ 1 ].
Опираясь на изложенные теоретические постулаты, мы исходили из положения о том, что система жизненных смыслов личности выступает качестве внутренней детерминанты выбора ВЖ и выполняет посредническую функцию между личностью и ВЖ, т.е. человек наделяет выбранный вариант определенными жизненными смыслами и принимает его как личностно значимый.
Выдвинутое предположение согласуется и с представлениями А.Н.Леонтьева[2] о том, что становление личности представляет собой становление связной системы жизненных смыслов. Наделенный жизненными смыслами, ВЖ структурирует жизнь и деятельность человека, помогает адаптироваться в социальной системе и ориентироваться на общественно значимые и одобряемые ценности и цели жизни. Т.о. специфическое содержание ВЖ отражается в особенностях структуры жизненных смыслов, которыми руководствуется личность, включенная в какой-либо из вариантов.
Для верификации выдвинутой гипотезы исследования было проведено исследование актуальных ВЖ, а также особенностей структуры жизненных смыслов в рамках каждого из вариантов. В качестве испытуемых в исследовании участвовали студенты психологических факультетов пятого курса обучения. Общая выборка составила 87 человек.
С целью определения вариантов жизни мы предприняли попытку разработать диагностическую методику, позволяющую определить актуально проживаемый личностью ВЖ. Для достижения поставленной задачи текст В.Н.Дружинина с описанием «наиболее типичных» ВЖ подвергся контент-анализу. В качестве смысловых единиц выделялись психологические характеристики личности, «проживающей» определенный вариант жизни. В соответствии с идеей В.Н.Дружинина о том, что ВЖ определяется типом отношения человека к жизни, при анализе текста отбирались характеристики отношения человека к себе, к жизненному процессу, к другим людям, к целям и смыслу жизни, к деятельности. В результате при объединении этих характеристик было получено восемь психологических портретов «жизненных типов».
Предлагаемая нами методика диагностики актуального варианта жизни (АВЖ) проводится методом аутоидентификации. Обобщенная психологическая характеристика каждого «жизненного типа» излагается на отдельной карточке. Для предупреждения внушающего воздействия названия ВЖ зашифрованы. Испытуемому предлагается ознакомиться с содержанием всех восьми карточек и выбрать одну, где по его мнению наиболее полно и похоже описано его отношение к жизни, к себе, к другим людям и к деятельности. На основании сделанного выбора, испытуемый относит себя к определенному ВЖ.
Для исследования особенностей структуры жизненных смыслов использовалась экспериментальная «методика исследования системы жизненных смыслов» В.Ю.Котлякова. Испытуемым предлагался список из 24 утверждений, отражающих варианты смысла жизни, которые они определенным образом ранжировали по критерию их значимости в общей системе своих жизненных смыслов. 24 утверждения образуют 8 категорий жизненных смыслов (по П.Иберсолу): альтруистические, экзистенциальные, гедонистические, самореализации, статусные, коммуникативные, семейные и когнитивные.
По результатам исследования наибольшую популярность в качестве актуального имеют три ВЖ: «жизнь как предисловие», «жизнь как достижение» и «жизнь по правилам». Студенты отдают предпочтение получению образования, накоплению профессионального и жизненного опыта, подготовке к будущей взрослой жизни. Самореализация связывается с высокими профессиональными и личностными достижениями. Жизнь организовывается традиционным, социально одобряемым образом: семья, дети, работа, достаток, соблюдение традиций, ритуалов, правил и пр. Необходимо отметить, что перечисленные три варианта являются наиболее приемлемыми и социально одобряемыми с точки зрения социальных нормативов и требований к содержанию жизни личности. Выбор этих вариантов указывает на высокую степень принятия традиционных социальных ориентиров развития личности.
Меньшее количество студентов идентифицировали себя с типами ВЖ «экзистенциальный конструктор» и «жизнь как творчество», предполагающими активную внешнюю или внутриличностную преобразовательную деятельность. Самореализация связывается с миссией служения искусству, идее, другим людям. Отношение к миру и к другим людям лишено иллюзий, но зрелая жизненная позиция этих «жизненных типов» выражается в высокой степени принятия других людей, себя и своей жизни такими, какие они есть, в стремлении проявлять творчество, наполняя свою жизнь смыслами, и распоряжаясь своей человеческой свободой.
Наименее предпочитаемыми оказались ВЖ: «жизнь против жизни», «жизнь как сон» и «жизнь как трата времени». Содержание данных вариантов жизни объединяют чувства невостребованности, неудовлетворенности собой, своей самореализацией в социальных институтах, одиночества, бессмысленности будничного времяпрепровождения. Вариант «жизнь против жизни» содержит в себе большую активность, решительность и осмысленность, но связаны они с агрессивным и разрушительным преобразованием других людей и окружающего мира. При варианте «жизнь как сон» субъективно переживаемая неспособность найти свое достойное место в современной социальной структуре формирует пассивную жизненную позицию, побуждает к концентрации на своем внутреннем мире, к углублению в собственные состояния, переживания, размышления. ВЖ «жизнь как трата времени» отягощается невозможностью рационально и с пользой потратить имеющийся ресурс времени на достижение значимых целей.
Были выявлены по результатам исследования особенности структуры жизненных смыслов личности при различных ВЖ. Так при варианте «жизнь как предисловие» наиболее высокие позиции в общей системе жизненных смыслов занимают семейная, коммуникативная и экзистенциальная категории. Более низкие позиции у когнитивной, гедонистической и статусной смысловых категорий. В основе принятия данного варианта жизни лежат желание достичь определенного уровня развития, что бы быть способным заботиться и жить ради своей семьи, иметь возможность передать все лучшее своим детям. Стремление быть рядом с близким человеком, чувствовать себя нужным, радоваться общению с другими людьми. Социальный успех, удовольствия, новые ощущения, познание бога, жизни и своей природы не являются значимыми ценностями. Общение с окружающими доставляет удовольствие, насыщает внутренний мир и, вероятно, определяет направление дальнейшего развития.
При ВЖ «жизнь как достижение» наибольшая значимость придается смысловым категориям самореализации и статуса, а наименьшая — когнитивным и альтруистическим жизненным смыслам. Такая структура жизненных смыслов определяет жизненную позицию делового человека, увлеченного деятельностью, позволяющей реализовать собственные способности, ресурсы, достичь определенного социального успеха, статуса и материального положения. Другие люди оцениваются по критерию полезности-бесполезности, а человеческая жизнь с точки зрения уровня достижений. Бескорыстные деяния не являются значимыми, помощь другим людям не считается необходимой, важной. В фокусе внимания собственная самореализация и достижение цели.
Вариант «жизнь по правилам» объединяет высокие позиции категорий семейных, статусных и связанных с самореализацией жизненных смыслов и низкие позиции когнитивной категории. Можно предположить, что при таком ВЖ человек в наименьшей степени стремиться к познанию жизненного процесса и собственной личности в связи с тем, что он уже принял, традиционно существующие в социуме, «правильные» законы организации жизни. Основным источником удовлетворенности жизнью, ее результатами является соответствие определенным социальным критериям успеха в семейной, профессиональной и социальной сферах жизни.
Студенты, выбравшие ВЖ «экзистенциальный конструктор» в качестве актуального, большое значение придают коммуникативным и семейным жизненным смыслам и наименьшее — гедонистическим. Служение людям, забота о других в юношеском возрасте проявляются через осознание ценности семьи, добрых гармоничных отношений с близкими. Содержание собственной жизни преобразуется с ориентацией на ценности добра, свободы, принятия природы человека. Наименьшую ценность имеют удовольствия, эгоистические стремления к удовлетворенности и комфорту.
Вариант «жизнь как творчество» в первую очередь связан с наибольшей значимостью смысловой категории самореализации и наименьшей значимостью категорий статуса и когнитивных жизненных смыслов. Самосовершенствоваться, осуществить себя и реализовать свои возможности — основные ориентиры при данном варианте жизни. Самореализация не связывается ни с семьей, ни с высоким социальным статусом, ни с углублением понимания жизни, что определяет жизненную позицию человека, отвергающего любые условности и несвободу, в чем бы они себя ни проявляли.
Устойчивых закономерностей в ранжировании жизненных смыслов при ВЖ «жизнь против жизни», «жизнь как сон» и «жизнь как трата времени» выявить не удалось в силу малочисленности их выбора студентами. Однако, на основании имеющихся эмпирических данных, можно выделить следующие особенности структуры жизненных смыслов. Вариант «жизнь против жизни» организован на основе высокой ценности самореализации при низких позициях альтруистической и коммуникативной смысловых категорий в общей структуре жизненных смыслов. Ярко проявляется позиция «за себя и против других людей». На наш взгляд полученные результаты подтверждают предположение В.Н. Дружинина о том, что выбор варианта «жизнь против жизни» происходит в следствии травматизации личности. Такая жизненная позиция позволяет компенсировать недостаток уверенности в себе и разряжать агрессию на других людей.
ВЖ «жизнь как сон» отличается от всех других вариантов высокими позициями экзистенциальной и низкими позициями статусной смысловых категорий. Вероятно, сосредоточенность на своем внутреннем мире, отвлеченность от активной социальной жизни, неким образом связаны с повышением ценности для личности таких экзистенциальных категорий как жизнь, любовь и свобода.
Для варианта «жизнь как трата времени» характерны наибольшая значимость альтруистической и экзистенциальной категорий и наименьшее значение когнитивной категории жизненных смыслов. Это единственный ВЖ, при котором личность в первую очередь ориентирована на то, чтобы помогать другим людям, делать добро и улучшать мир. Можно предположить, что подобная ориентация неоднозначно оценивается в социуме. Стремление помогать другим людям не осуждается, скорее, считается одной из положительных характеристик личности, но при этом и не является критерием социального успеха. В связи с чем, альтруизм может восприниматься как пустая (не имеющая явного продукта) трата времени.
В целом, полученные результаты подтверждают сформулированное нами гипотетическое предположение о том, что специфическое содержание ВЖ отражается в особенностях структуры жизненных смыслов.
Таким образом, система жизненных смыслов, с нашей точки зрения, опосредует диалектические отношения между личностью и ВЖ. Включаясь в какой-то из ВЖ, личность адаптируется к нему, во- первых, через типизацию, т.е. упорядочивание имеющихся личностных характеристик и приобретение соответствующих данному ВЖ черт характера; во-вторых, через своеобразную систематизацию структуры жизненных смыслов. Все это позволяет достичь более или менее устойчивого равновесия между индивидуальными личностными особенностями и требованиями ВЖ.
Шишева А.Г.
Литература
- Дружинин В.Н. Варианты жизни: Очерки экзистенциальной психологии. М.,
- Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. М.,
- Рубинштейн С.Л. Проблемы общей психологии. — М.: Педагогика, 1973.