Дипломная работа по психологии

Особенности социально-психологической адаптации детей младшего школьного возраста с высоким уровнем творческих способностей

Тема работы: Особенности социально-психологической адаптации детей младшего школьного возраста с высоким уровнем творческих способностей

Страницы: 80

Содержание

Введение…………………………………………………………………………..
Глава 1. Теоретические основы проблемы социально-психологической адаптации младших школьников с высоким уровнем развития творческих способностей…………………………
1.1. Сущность понятия социально-психологическая адаптация……………..
1.2. Психологические особенности личности с высоким уровнем творческих способностей ……………………………………………………….
1.3. Особенности социально-психологической адаптации младших школьников с высоким уровнем развития творческих способностей……….
Выводы по 1 главе…………………………………………………………………
Глава II. Исследование особенностей социально-психологической адаптации детей младшего школьного возраста с высоким уровнем творческих способностей ………………………………………………………………….
2.1 Организация, база и методы исследования………………………………..
2.2 Описание результатов диагностического исследования социально-психологической адаптации детей младшего школьного возраста с высоким уровнем творческих способностей …………………………..………………………………………………………
Выводы по II главе………………………………………………………………..
Глава III. Психокоррекционная программа социально-психологической адаптации детей младшего школьного возраста с высоким уровнем творческих способностей…………………………………………………..
3.1. Основные принципы программы……………………………………………
3.2. Описание психокоррекционной программы социально-психологической адаптации детей младшего школьного возраста с высоким уровнем творческих способностей ……………………..
Выводы по III главе…………………………..………………………………..
Заключение………………………………………………………………………
Список использованной литературы……………………………………………

Введение
Реалии современной жизни объективно требуют от человека не шаблонных, привычных дейст¬вий, а подвижности, гибкости мышления, быстрой ориентации и адаптации к новым условиям, творческого подхода к решению больших и малых проблем. И то, насколько продвинется вперед человече¬ское общество в будущем, будет определяться творческим потенциалом подрастающего поколения.
Проблема исследования креативных характеристик у детей и их влияния на адаптацию достаточно актуальна в пси¬холого-педагогической теории. Данное положение связано, в первую очередь, с тем, что в современной науке не существует одного общего подхода к пониманию феномена креативности. Кроме того, в психологии существует проблемное поле, связанное с недостаточной разработанностью методических подходов к проблемам воспитания, обучения и развития «креативных» детей. Такое положение дел вызвано сложившимся противоречием между потребностью общества в неординарной личности и общей ориентацией школы на «среднестатистического ученика».
Проблема креативности была предметом изучения многих зарубежных и отечественных психологов: Д. Гилфорда [], Э.П. Торранса [], А. Маслоу[], А Таненбаума[], Д.Б Богоявленской[], Г.С.Батищева [], В.Д. Шадрикова [], В.Н. Дружинина [] и других.
Огромное внимание исследователи уделяют проблеме диагностики креативности, выявлению ее структурных составляющих, взаимосвязи с другими психическими процессами и видами деятельности, однако ещё не в достаточной степени изучена проблеметика взаимосвязей личностных характеристик, характеристик деятельности субъекта с уровнем развития его креативных способностей.
Анализ литературы по проблеме открывает недостаточность информации по проблеме социально-психологической адаптации «креативной личности». На наш взгляд, этот аспект проблемы имеет особую значимость в контексте развития ребенка школьного возраста и его адптации к социуму. Так как извест¬но, что социальная среда может ускорить или затормозить развитие креатив¬ности у ребенка. А кроме того, именно в ходе развития среди сверстников могут сформироваться личностные характеистики, которые впоследствии могут существенно затруднить социальную адаптацию «креативного» ребенка.
В силу актуальности выбранной нами темы целью нашей работы стало: определение психологических характери¬стик «креативного ребенка», определяющих уровень его социально-психологической адаптации.
Объектом нашего исследования является социально-психологическая адаптация.
Предметом исследования являются особенности социально-психологической адаптации младших школьников с высоким уровнем творческих способностей.
Гипотезой нашего исследования стало предположение о том, что младшие школьники с достаточно высоким уровнем развития креативных способностей характеризуются сниженным уровнем социально-психологической адаптации, что предполагает необходимость работы психолога по коррекции этого явления.
Цель определила следующие задачи:
1. Изучить состояние проблемы социально-психологической адаптации «креативного ребёнка» в психолого-педагогической литературе;
2. Осуществить подбор методик для диагностики уровня креативности учащихся, а тка же особенностей и уровня их социально-психологической адаптации;
3. Провести исследование социально-психологической адаптации учащихся с различным уровнем развития творческого потенциала интерпретировать полученные результаты.
4. Разработать психологические рекомендации, направленные на оптимизацию процесса адаптации креативного ученика в группе сверстников.
Методологической основой исследования – является системный подход как общенаучная методология исследования сложных психологических процессов и систем, а также исследования, посвященные проблеме изучения креативности Т. Г. Комаровой [],[], Р. Г. Казаковой [], Н. А. Витлугиной [] и других психологов.
На разных этапах работы при решении отдельных задач использовались следующие методы:
1. архивный метод (работа с личными делами учащихся);
2. опрос (беседы с учителями, родителями, психологом и завучем школы);
3. психодиагностика, в частности использовались следующие методики:
— тест креативности Э.П.Торранса;
— детский вариант личностного теста Р.Кеттела;
— Цветовой тест Люшера;
4. качественная и количественная обработка полученных результатов:
-критерий Манна-Уитни
Исследование проводилось на базе инновационная школа №31, школа искусств №4, средняя общеобразовательная школа №2 г. Бодайбо. Всего в диагностике принимало участие 360 человек. В результате проведенного тестирования из 98 мальчиков с характеристиками творческой одаренности наблюдалось у 15, а из 262 девочек наблюдалось у 45. Выборку дипломной психокоррекционной программы составили 60 детей, в возрасте с 7 до 8 лет, из них 45 девочек и 15 мальчиков.
Теоретическая и практическая значимость работы состоит в том, что полученные в ходе исследования результаты могут быть использованы в практической работе школьных психологов и психологических служб школ.
Данная работа имеет объем в страниц, состоит из введения, заключения, глав, списка используемой литературы из источников и приложений.