Актуальность. В условиях резких социальных перемен большие требования предъявляются студентам к быстрому освоению новых социальных знаний и умений, расширению социальной компетентности.
Социальный интеллект — способность правильно понимать своё поведение и поведение других людей. Эта способность необходима для эффективного межличностного взаимодействия и успешной социальной адаптации. Социальный интеллект реализует познавательные процессы, связанные с отображением социальных объектов — человека как партнёра по общению и деятельности, а также группы людей. Уровень развития социального интеллекта во многом определяет особенности взаимодействия в группе и формирования коллектива. Развитие социального интеллекта позволяет активно обмениваться информацией. Позволяет выделять значимую информацию, это особенно важно, так как люди не только обмениваются знаниями, но и стремятся при этом выработать общий смысл. Это возможно лишь при условии, что информация не только принята, но и понята и осмыслена. Коммуникативное влияние на результат обмена информацией возможно лишь тогда, когда человек направляющий информацию, и человек, принимающий её, обладают единой или сходной системой кодификации и декодификации. Это особенно важно потому, что коммуникатор и реципиент в коммуникативном процессе постоянно меняются местами. Всякий обмен информацией между ними возможен лишь при условии, что знаки, и главное, закреплённые за ними значения известны всем участникам коммуникативного процесса. Только принятие единой системы значений обеспечивает возможность партнеров понимать друг друга. Именно эти возможности могут развиваться и совершенствоваться благодаря социальному интеллекту.
Согласно Дж. Гилфорду, социальный интеллект — это система интеллектуальных способностей, связанных с познанием поведенческой информации.
Социальный интеллект является профессионально важным качеством для профессий типа «человек-человек» и позволяет прогнозировать успешность деятельности педагогов, психологов, психотерапевтов, журналистов, юристов, следователей, врачей, политиков, бизнесменов.
Студенческий период жизни — важнейший в становлении молодого человека как личности. Наступает период активного развития нравственности, эстетических чувств, становление и стабилизация характера, наращивание интеллектуального потенциала, определение профессиональных интересов.
Целью исследования является выявление особенностей социального интеллекта у студентов музыкального педагогического колледжа.
Задачи:
- Проанализировать научную литературу по проблеме социального интеллекта;
- Выявить особенности социального интеллекта;
- Разработать рекомендаций по развитию социального интеллекта.
Объектом исследования — является социальный интеллект.
Предметом исследования — особенности социального интеллекта у студентов музыкального педагогического колледжа и студентов профессионального училища.
Гипотеза. Мы предполагаем, что уровень социального интеллекта у студентов музыкального педагогического колледжа выше, чем у студентов профессионального училища автослесарей.
Теоретико-методологическую основу работы составили:
Положения Дж. Гилфорда, определяющего социальный интеллект как интегральную способность к познанию поведения;
Метод исследования. Методика исследования социального интеллекта адаптация теста Дж. Гилфорда и М. Салливена.
Термин «социальный интеллект» был введен в психологию Э.Торндайком в 1920 г. для обозначения «дальновидности в межличностных отношениях». Согласно Торндайку, существует три вида интеллекта: абстрактный интеллект как способность понимать абстрактные, вербальные и математические символы и производить с ними какие-либо действия;
конкретный интеллект как способность понимать вещи и предметы материального мира и производить с ними какие-либо действия;
социальный интеллект как способность понимать людей и взаимодействовать с ними.
Таким образом, Торндайк рассматривал социальный интеллект как специфическую познавательную способность, которая обеспечивает успешное взаимодействие с людьми. Основная функция социального интеллекта заключается в прогнозировании поведения.
Ж. Годфруа, социальный интеллект отождествляется с одним из процессов, чаще всего с социальной перцепцией или с социальным мышлением. Это связано с традицией раздельного, несоотнесенно- го изучения этих феноменов в рамках общей и социальной психологии.
Д. Майерс в работе «Социальная психология», раскрывая определение, социальной психологии, описывает ее как науку, изучающую, что люди думают друг о друге, как влияют друг на друга и как относятся друг к другу. Социальное мышление рассматривается им как способность оценивать себя и других, способность, обусловливающая социальные установки, объяснения и убеждения. Проблема социального интеллекта нашла свое отражение в исследованиях Г.Ю. Айзенка. С точки зрения Г.Ю. Айзенка, можно говорить о различных типах концепции интеллекта: биологической, психометрической и социальной, соответствующих разным структурным уровням интеллекта.
В содержание понятия «биологический интеллект» включаются особенности функционирования структур головного мозга, отвечающие за познавательную активность. Они определяют индивидуальные отличия интеллекта и связывают их с наследственностью.
В.Штерн давал определение интеллекта как «некоторой общей способности к новым жизненным условиям». Приспособительный акт решение жизненной задачи с помощью интеллекта — осуществляется посредством действия с мысленным (ментальным) эквивалентом объекта, посредством «действия в уме» (или же во «внутреннем плане действия») при Доминирующей роли сознания над бессознательным. Благодаря этому решение проблемы может быть осуществлено здесь и теперь без внешних поведенческих проб, правильно и одноразово: пробы, проверка гипотез осуществляются во «внутреннем плане действия». Здесь мы видим интеллект как поведенческое умение, основанное на способности выполнять внутренние действия.
В 60-годы Дж. Гилфорд, создатель первого теста для измерения социального интеллекта, рассматривал его как систему интеллектуальных способностей, независимых от фактора общего интеллекта, и связанных, прежде всего, с познанием поведенческой информации. Согласно концепции Дж. Гилфорда, социальный интеллект — есть интегральная интеллектуальная способность, определяющая успешность общения и социальной адаптации. Социальный интеллект объединяет и регулирует познавательные процессы, связанные с отражением социальных объектов (человека, как партнера по общению, группы людей). К процессам, его образующим, относятся социальная сензитивность, социальная перцепция, социальная память и социальное мышление.
Новые методические разработки проблемы социального интеллекта относятся к 1980-м годам. М.Форд и М.Тисак (1983) в основу измерения интеллекта положили успешное решение проблемных ситуаций. Им удалось показать, что социальный интеллект представляет собой четкую и согласованную группу ментальных способностей, связанных с обработкой социальной информации, группу способностей, которые фундаментально отличаются от способностей, лежащих в основе более «формального» мышления, проверяемого тестами «академического» интеллекта.
В отечественной психологии понятие «социальный интеллект» было введено Ю.Н.Емельяновым: «Сферу возможностей субъект — субъектного познания индивида можно назвать его социальным интеллектом, понимая под этим устойчивую, основанную на специфике мыслительных процессов, аффективного реагирования и социального опыта способность понимать самого себя, а также других людей, их взаимоотношения и прогнозировать межличностные события».
В 1994 г. в рамках проекта «Интеллектуальный потенциал», Н.А.Кудрявцева предложила свою концептуальную разработку этой проблемы. Существенным в этом проекте было стремление соотнести общий и социальный интеллект.
Социальный интеллект понимается Н.А.Кудрявцевой как способность к рациональным, мыслительным операциям, объектом которых являются процессы межличностного взаимодействия. Была установлена неоднозначная картина взаимосвязи общего и социального интеллекта: социальный интеллект относительно независим от общего интеллекта.
Таким образом, социальный интеллект в концепции В. Н.Куницыной — это индивидуальные задатки, способности, свойства, облегчающие выработку в личном опыте умений и навыков социальных действий и контактов. Социальный интеллект помогает человеку прогнозировать развитие межличностных событий, обостряет интуицию, предусмотрительность и обеспечивает психологическую выносливость. Высший уровень развития социального интеллекта отличает гуманистическая направленность.
Носителем ее является социально зрелая личность, обладающая адекватной самооценкой, самодостаточная, хорошо адаптированная, с развитым чувством собственного достоинства, высоким социальным потенциалом, проявляющемся в способности позитивного влияния на других.
Данное исследование проводилось на базе Иркутского педагогического колледжа № 3 и для контрольной группы были взяты студенты Профессионального училища № 67. В исследовании приняло участие 42 студента, учащиеся первых курсов в возрасте от 15 до 18 лет, из них половина — это будущие педагоги, а вторую группу составили студенты профессионального училища — автослесари.
1) Метолология. Структурная модель интеллекта Дж. Гилфорда. В теории Дж. Гилфорда факторный анализ выступал, как средство доказательства предварительно сконструированной теоретической модели интеллекта, предполагающей существование 120 узкоспециализированных независимых способностей.
Метол. Методика «Социальный интеллект» Дж. Гилфорда. Она рассчитана на весь возрастной диапазон, начиная с 9 лет.
В результате проведенного исследования были получены следующие данные.
В группе студентов педагогов музыки в среднем композитная оценка ровна 2.6 балла, на основании чего можно сделать вывод о том, что общий уровень развития социального интеллекта приближен к средневыборочной норме и указывает на средний уровень СИ (социального интеллекта). В процентном же эквиваленте у педагогов музыки результаты распределились следующим образом: средний уровень развития социального интеллекта выражен у 45 % испытуемых, а также у 45 % уровень социального интеллекта ниже среднего, у 5 % низкий социальный интеллект, и только у 5 % он выше среднего. Полученные результаты можно объяснить тем, что только 50 % испытуемых могут извлечь максимум информации о поведении людей, понимать язык невербального общения, высказывать более точные суждения о людях, успешно прогнозировать их реакции в заданных обстоятельствах, проявлять дальновидность в отношения с другими людьми, что способствует их успешной социальной адаптации. Другие 50% процентов испытуемых все — таки испытывают трудности в общении и социальной адаптации.
В профиле социального интеллекта в данной группе доминируют по стандартным баллам субтесты № 2 и 3, это, как правило, указывает на то, что обследуемым присущи контактность, стремление проявлять теплоту и дружелюбие в общении, развита эмпатия и социально-перцептивные способности, восприимчивость к обратной связи.
В контрольной группе автослесарей в результате тестирования средняя композитная оценка ровна 2.1 балла, что в свою очередь указывает на то, что уровень развития социального интеллекта ниже среднего. Среди испытуемых уровень социального интеллекта ниже среднего продемонстрировали 86 %, и 14 % показали средний уровень развития социального интеллекта. Отсюда можно сделать вывод о том, что почти 90 % студентов данной специальности могут испытывать трудности в понимании и прогнозировании поведения людей, что усложняет их взаимоотношения и снижает возможности социальной адаптации.
В профиле социального интеллекта в среднем по группе, доминируют субтесты № 1 и 2, это часто сопровождается преобладанием интровертированности личности над экстравертированностью. Таким образом, очевидно, что не только контактные экстравертированные люди обладают способностью к прогнозированию последствия поведения, но интровертированная установка может сопровождаться развитыми способностями понимать невербальный язык общения.
Наши исследования показали, что представители профессии «человек — человек» будущие педагоги музыки имеют более высокие оценки по тесту, чем представители профессии человек — техника». Гипотеза подтвердилась в результате проведенного исследования.
Херликова Т. Н.
Литература
- Годфруа Ж. Что такое психология: в 2-х т. — М, 1992
- Головин С. Ю. Словарь практического психолога. — Минск, 2003,- 567с.
- Куницына В. Н., Казаринова Н. В. «Межличностное общение». Учебник для вузов. — СПб.: Питер, 20 — 544 с.
- Розум С. И. Психология социализации и социальной адаптации человека. — СПб, 2006. — 326 с.
- Социальная психология личности / отв. ред. М. И. Бобнева, Е. В. Шорохова. — М., — 235 с.