Актуальность темы исследования. Интерес к ценностным основам отдельной личности и общества в целом всегда возрастал на грани эпох, в кризисные, переломные моменты истории человечества, необходимость осмысления которых закономерно требовала обращения к проблеме этических ценностей. Кардинальная смена общественной системы и произошедшие за последнее десятилетие изменения в российском обществе потребовали переоценки значимости многих фундаментальных ценностей. Актуальность рассматриваемой проблемы определяется наличием противоречия между современными социальными условиями, предъявляющими особые требования к формированию системы ценностных ориентаций личности.
Цель исследования — выявить различия в ценностных ориентациях у православных и светских учащихся.
Гипотеза исследования — в нашем исследовании мы предположили, что существуют различия в ценностных ориентациях у православных и светских учащихся.
Понятие «ценность» применяется для обозначения предметов, явлений, категорий и идей, служащих эталоном качества и идеалом согласно общественным приоритетам определенного этапа развития культуры.
Ценностные ориентации становятся стержнем личности, обеспечивают ее устойчивость, являются фактором ее развития. Таким образом, можно сделать вывод, что ценностные ориентации являются главным критерием в отношении человека к окружающему миру, регулируют поведение человека, определяя будущее жизни личности в обществе.
Исследование проводилось на базе женской Православной гимназии города Иркутска и Общеобразовательной школы №11. Психологическим обследованием было охвачено 29 человек (девушек) в возрасте 16-18 лет. Исследование было направлено на изучение ценностно-смысловой сферы учащихся православной и светской школы. Диагностика ценностно- смысловой сферы осуществлялась с помощью теста ценностных ориентаций М.Рокича. В ходе проведенного исследования были получены следующие результаты:
Светские учащиеся: терминальные ценности
20% испытуемых на первое место ставят здоровье (физическое и психическое). Можно сделать вывод о том, что учащиеся большое внимание уделяют своему здоровью.
Также 20% учащихся на второе место поставили любовь (духовную и физическую). Именно это чувство занимает важное место в жизни подростков.
У 20% третье место занимает ценность познание (возможность расширения своего образования- ,общей культуры, интеллектуальное развитие). Потребность в поиске новых знаний, расширение своего кругозора занимают приоритетное место в списке терминальных ценностей.
На четвертое место 13% испытуемых отметили развитие (работа над собой, постоянное физическое и духовное совершенствование).
Пятое место (14% испытуемых) занимает наличие хороших и верных друзей. Подростки значительное время проводят вне дома (школа, посещение факультативных занятий и т.п). Неслучайно социальной ситуацией развития подростков считается вхождение в общение со сверстниками.
13% испытуемых на последнюю позицию поставили материально обеспеченную жизнь (отсутствие материальных затруднений). Можно сделать вывод о том, что данная ценность не является приоритетной для испытуемых.
Православные учащиеся. Терминальные ценности
18% испытуемых как и выборке светских учащихся на первое место ставят здоровье (духовное и физическое).
19% на втором месте отметили наличие хороших и верных друзей.
Также 19 % испытуемых на третьем месте выделили любовь. Именно в этом возрасте чувство любви принимает форму симпатии, влюбленности, но оно может проявляться как потребность в серьезном и глубоком чувстве.
15% учащихся православной гимназии четвертое место отдали общественному признанию (уважение окружающих, коллектива, товарищей по работе). В этом возрасте у подростков отмечается стремление нравиться окружающим.
Пятое место (17% испытуемых) отметили активной деятельностной жизни (полнота и эмоциональная насыщенность жизни).
12% на восемнадцатую позицию поставили развлечение (приятное, необременительное времяпрепровождение, отсутствие обязанностей) именно это не является для православных учащихся приоритетным.
Светские учащиеся. Инструментальные ценности
23% испытуемых отмечают на первом месте жизнерадостность (чувство юмора).
Также 23% учащихся на втором месте отметили честность (правдивость, искренность).
16% испытуемых на третьем месте выделили образованность (широта знаний, высокая общая культура). Этот параметр занимает одну из лидирующих позиций так как в дальнейшем учащиеся будут продолжать свое образование в высших (средних, средне-специальных и т.п) учебных заведениях.
13% испытуемых на четвертом месте отметили такой параметр как рационализм (умение здраво и логично мыслить, рациональные решения). Решения в этом возрасте носят обдуманный, рациональный характер.
14% учащихся на пятое место поставили самоконтроль (сдержанность, самодисциплина). Ответс- венность за свои поступки, сдержанность является главными составляющими поведения.
11% на последнюю позицию поставили высокие запросы (высокие требования к жизни и высокие притязания). Здесь подразумевается адекватная оценка своих возможностей.
Православные учащиеся. Инструментальные ценности
17% испытуемых на первую позицию поставили жизнерадостность (чувство юмора). С этим связано окончание школы и поступление в высшие учебные заведения которые обусловленны новыми знакомствами, переменой обстановки.
21% на второе место поставили честность (правдивость, искренность).
У 20% на третьем месте отмечена воспитанность (хорошие манеры). Этот параметр в обществе социально одобряем, он важен при взаимодействии с другими людьми.
Самоконтроль (сдержанность, самодисциплина) поставили на четвертое место 15% испытуемых. 13% учащихся отметили на пятом месте образованность (широта знаний, высокая общая культура). 14% также отметили на последней позиции высокие запросы.
Таким образом, проведенное исследование позволяет говорить о различиях в ценностных ориентаций светских и православных учащихся.
Мануйлова Т. С., Михайлик Е.В.