Психология

Особенности ценностных ориентаций субъективно одиноких старшеклассников

Современная ситуация развития нашей страны в эпоху рыночной экономики предоставляет широкий потенциал для развития личности нового времени, формирования принципиально новых норм и ценностей, позволяющих адекватно простраивать своё поведение в окружающем мире. Однако, ещё до сих пор не исследовано влияние приобретённых ценностей на субъективное эмоциональное ощущение людей, в частности молодёжи, на ощущение их принадлежности к социуму.

В современной психологической литературе ценностные ориентации рассматриваются как одна из важнейших психологических характеристик личности. Каждому человеку присуща индивидуальная, специфическая иерархия ценностей, выстраивающаяся по ощущениям субъективной значимости, а также служащая связующим звеном между культурой общества и внутренним миром личности.

Поэтому целью нашего исследования явилось изучение особенностей ценностных ориентаций субъективно одиноких старшеклассников.

Объектом исследования явились ценностные ориентации.

Предметом особенности ценностных ориентаций старших школьников с субъективным чувством одиночества.

В исследовании мы исходили из предположения, что ценностные ориентации старшеклассников с разным уровнем одиночества имеют качественные различия: у школьников с высоким уровнем одиночества будут преобладать ориентации на здоровье, твёрдую волю, образованность, а с низким — ориентации на счастливую семейную жизнь, наличие хороших и верных друзей, воспитанность.

Исследование проводилось на базе школ г. Красноярска (МОУ СОШ № 100, лицей № 9) и г. Иркутска (МОУ СОШ № 2) с участием 148 учащихся 10-х классов.

Были использованы следующие методы и методики:

  1. Анализ психологической литературы по проблеме.
  2. Наблюдение.
  3. «Ценностные ориентации» М. Рокича.
  4. «Оценка субъективного чувства одиночества» Рассела и Фергюсона

В результате проведённого исследования (в феврале – марте 2006 года) были получены следующие данные:

  1. В результате опроса было выявлено 9 % старшеклассников с высоким уровнем субъективного одиночества (47,66 – среднестатистический балл), 36 % со средним уровнем субъективного одиночества и 55 % с низким уровнем субъективного одиночества.
  2. У старшеклассников с высоким уровнем субъективного одиночества были выявлены следующие терминальные ценностные ориентации: наличие хороших и верных друзей (4 – среднестатистический балл), любовь (6,66), общественное признание (6,66), уверенность в себе (6,66), активная деятельная жизнь (7,33), здоровье (7,33), материально обеспеченная жизнь (7,33), развитие (7,33), как ценности значимого порядка и другие. И инструментальные ценностные ориентации: жизнерадостность (1,66), смелость в отстаивании своего мнения (5,33), твёрдая воля (6), как ценности значимого порядка и другие.
  3. У старшеклассников со средним уровнем субъективного одиночества были выявлены следующие терминальные ценностные ориентации: материально обеспеченная жизнь (5,23), здоровье (6,1), счастливая семейная жизнь (6,24), как ценности значимого порядка и другие. И инструментальные ценностные ориентации: жизнерадостность (4,86), воспитанность (6,37), образованность (6,77), как ценности значимого порядка и другие.
  4. У старшеклассников с низким уровнем субъективного одиночества были выявлены следующие терминальные ценностные ориентации: здоровье (4,38), наличие хороших и верных друзей (5,57), любовь (6,48), как ценности значимого порядка и другие. И инструментальные ценностные ориентации: жизнерадостность (6,31), воспитанность (7,33), образованность (7,59), как ценности значимого порядка и другие.

Анализ полученных данных показал, что значимых различий в области терминальных ценностных ориентаций ( ценностей – целей ) старшеклассников с различным уровнем субъективного одиночества нет. Это можно объяснить: 1. Спецификой раннего юношеского возраста.

2.Универсальностью данных ценностей, позволяющих успешно адаптироваться в мире людей.

Однако существенные различия выявились в области инструментальных ценностей (ценностей – средств ), как наиболее предпочитаемых способов достижения намеченных целей. Это можно объяснить: социальной желательностью качеств воспитанного и образованного поведения молодёжи как фактора принятия в круг общения, а смелость в отстаивании своего мнения и умение настоять на своём без учёта интересов других, ставит серьёзные барьеры в установлении доверительных отношений и, как следствие, влечёт за собой одиночество.

В результате проведённого исследования наша гипотеза была частично доказана и уточнена. Исследование в дальнейшем будет продолжено в целях теоретической и практической разработки проблемы.

У.Л. Харюшина, А.Ю. Качимская